Почему грудничок закатывает глаза когда засыпает

Возраст-зависимые проявления неврозов у детей

М.Ю. Бобылова, невролог, ассистент кафедры детской неврологии ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Росздрава, канд. мед. наук

Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора.

В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:

  1. соматовегетативный (0–3 года),
  2. психомоторный (3–7 лет),
  3. аффективный (7–11 лет),
  4. эмоционально-идеаторный (11–17 лет).

Дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства. Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем. Именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведет к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма. Возможность развития соматоформных проявлений неврозов связана с формированием у ребенка эмоций и самосознания.

Развитие сознания

Самосознание – совокупность всех представлений о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. Дети первых месяцев жизни не способны выделять себя из окружающего мира. В ходе общения со взрослыми малыши начинают понимать, что они – единственные в своем роде существа. Осознание своего тела приходит в 3–8 месяцев, подражание людям и изучение норм поведения начинается примерно с 6 месяцев. Выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7–8 месяцев. Внешний образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется у крохи с 8 месяцев. Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после года. О своих физических особенностях малыш знает примерно с 18 месяцев. Ориентация на социальные нормы в поведении, понимание и освоение половых ролей, «собственничество», элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание) появляется у ребенка около 2 лет.

В период с 2 до 6 лет ребенок стремится освободиться от полной зависимости от взрослых. Необычайно настойчивой становится познавательная деятельность крохи. К 3 годам многие дети располагают представлениями о своих возможностях. Дети старше 4 лет хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Пятилетние дети способны управлять своим поведением в соответствии с ситуациями, воспринимают себя членами социальной группы. В период с 6 до 11 лет у ребенка формируется представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения, а также самооценка. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Развитие эмоций

Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. До года ребенок выражает эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован. С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия. К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать. На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком – он топает ногами, дерется, кусается. В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека, поэтому, если в яслях заплакал один малыш, начинают плакать все остальные.

В период от 2 до 6 лет эмоции носят бурный, но нестойкий характер, ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому; его легко испугать, рассердить, но легко и заинтересовать, вызвать удовольствие и радость. Ребенок трехлетнего возраста действует под влиянием возникших в данный момент чувств и желаний, которые неустойчивы, но очень сильны. Он может плакать, кричать, хлопать в ладоши, визжать, кусаться и т.д. К концу третьего года жизни у крохи появляется чувство юмора. В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться моральные переживания – «что такое хорошо и что такое плохо». Пятилетний ребенок способен воспроизвести переживания других людей и связать их с определенными действиями, что проявляется в ролевых играх. В этом возрасте дети очень рады совместной деятельности с родителями, способны резко реагировать на разлад в семье, ссоры. У детей может возникнуть чувство ревности, гордости и самоуважения, появляется эгоизм. Крайне выражены в этом возрасте чувства удивления и любознательности. Начинается становление и социальных эмоций – переживания ребенком своего отношения к окружающим людям, которые формируются в системе межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте (6–11 лет) происходит дальнейшее развитие эмоциональной выразительности, интонаций, оттенков мимики. У ребенка формируется система личных отношений в классе.

В подростковом (11–17 лет) и более старшем возрасте продолжается развитие социальных эмоций с интенсивным ростом социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного ради другого человека. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на более спокойном эмоциональном фоне.

Нарушение нормального становления эмоций и сознания у детей, особенно раннего возраста, проявляется заболеваниями внутренних органов. Это явление получило название соматизация. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются. При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны – это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой – привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Виды соматизации у детей

От 0 до 3 лет
соматовегетативные проявления

Аффективно-респираторные приступы могут начинаться у детей на первом месяце жизни. Они провоцируются резкой сменой окружающей среды, например внезапным погружением в воду при купании или испугом. Ребенок кричит, «закатывается», у него напрягаются мышцы-разгибатели шеи, выгибается туловище. От крика синеет носогубный треугольник, и на высоте крика внезапно происходит задержка дыхания на вдохе, кожа синеет. Через несколько секунд ребенок приходит в себя, дыхание становится регулярным.

Читайте также:
Прогноз для жизни при ревматоидном артрите

Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, например чувство боли при неврогенном пилороспазме, повышенном газообразовании. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса. В дальнейшем закрепляются срыгивания, а при наличии функционального пилороспазма бывает рвота.

Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя: неудобное положение в кроватке, перегрев или охлаждение, боли в животе, чрезмерный свет или темнота и т.п. Нарушение сна быстро закрепляется по типу условного рефлекса на длительное время и усиливается после перенесенных заболеваний.

На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати. По выражению лица и отдельным высказываниям крохи можно заключить, что он видит что-то страшное. В этом состоянии он не узнает близких, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Ночные страхи по типу упрочившейся условной связи нередко сохраняются в течение длительного времени.

Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребенок долго боится врачей.

Желудочно-кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи. Так, склонность к привычным запорам может возникнуть, если ребенок под влиянием эмоции страха однажды задержал акт дефекации. Особенно легко запоры или недержание кала возникают в новой для детей обстановке. При исследованиях кала патология не обнаруживается. Однако при длительных запорах, которые приводят к вторичным нарушениям моторики и флоры кишечника, в анализах кала могут быть выявлены патологические изменения.

Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Дети отказываются от твердой пищи, медленно жуют, пережеванную пищу долго держат во рту. Зачастую это обусловлено страхом глотания, развившимся в связи с какими-либо неприятными ощущениями в процессе кормления (очень горячая или холодная пища, боль в горле, насильственное кормление).

С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка. Иногда привычная рвота возникает при виде пищи. Рвотный рефлекс формируется с чрезвычайной быстротой. Бывает достаточно однократной рвоты, чтобы все раздражители, действующие на ребенка в данный момент (вид и запах пищи, окружающие предметы, слова), образовали связь с рвотным центром. Особенно легко закрепляется рвотный рефлекс после соматических заболеваний, во время которых наблюдалась рвота.

Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи). Дети, имеющие такие проявления, плохо приспосабливаются к изменениям погоды. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров все жалобы усиливаются, появляется раздражительность, капризность.

Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

От 3 до 7 лет
психомоторные проявления

Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Дети гиперактивны, не могут спокойно заниматься одной деятельностью. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания.

В возрасте от 3 до 7 лет у детей впервые могут появляться невротические тики. Тики в 4 раза чаще возникают у мальчиков, а в общей популяции они встречаются у 7–13% детей. Ребенок начинает моргать, гримасничать, высовывать язык, пожимать плечами и т.д. Эти движения носят непроизвольный характер, усиливаются при волнении. Если не привлекать внимание ребенка к этим движениям, тики через некоторое время исчезают. Если же ребенок «узнал» о своих тиках, у него развивается вторичная невротизация, основанная на беспокойстве за свою внешность и возможные насмешки со стороны сверстников.

Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующихв речевом акте. Переходящее заикание наблюдается у 4% детей, а стойкое – у 1%. Заикание чаще встречается у мальчиков. Возникает в возрасте от 3 до 5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления. Происхождение заикания связывают с неблагоприятным речевым климатом в семье – перегрузка информацией, попытки форсировать развитие речи, чрезмерная требовательность к речи и т.д. Спустя некоторое время после появления заикания у ребенка закрепляется негативное отношение к собственному дефекту. Позднее, в школьном возрасте, и особенно у подростков, возникает логофобия (дети стесняются говорить).

Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д. Ребенок долго не может заснуть, часто пробуждается, его беспокоят устрашающие сновидения.

Нередко возникают снохождение и сноговорение. Нарушения сна сочетаются с различными страхами (темноты, одиночества и т.д.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос и пр.), навязчивыми ритуалами (многократное пожелание спокойной ночи, повторные просьбы к родителям).

Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Энурез рассматривается как патологическое явление после 4–5 лет, так как в более раннем возрасте недержание мочи во сне является физиологическим и связано с незрелостью механизмов регуляции мочеиспускания. Распространенность энуреза у детей составляет 10%. Чаще встречается у мальчиков. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает испражнения. Обычно дети болезненно реагируют на свой недостаток, стараются спрятать от родителей испачканное белье.

Читайте также:
Упражнения на косые мышцы пресса

От 7 до 11 лет
аффективные проявления

У детей от 7 до 11 лет самым частым проявлением невроза является головная боль. Дети жалуются на головную боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце. Зачастую во время осмотра ребенка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики (печальное, безучастное лицо), характерная осанка (опущенные плечи, сутулость), замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность. При этом ни сам ребенок, ни его родители не замечают нарушения настроения.

Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

С 11 до 17 лет
эмоционально-идеаторные проявления

В подростковом возрасте на первый план в клинической картине невротических расстройств выходят нарушения поведения, навязчивости. Еще до собственно клинических проявлений, в младшем возрасте, у этой группы пациентов появляются психопатологические расстройства (страхи, опасения за свое здоровье, навязчивые действия, ритуалы). Так, на ранних этапах формирования расстройств пищевого поведения ведущее место занимает страх перед едой, чувство тяжести и болезненные ощущения после еды, в результате чего пациенты ограничивают себя в еде, принимают слабительные. При прогрессировании симптоматики происходит нарастание дефицита массы тела вплоть до кахексии, обсессивно-фобические расстройства (страхи, ритуалы) приобретают большую выраженность, что утяжеляет клиническую картину, затрудняет лечение и реабилитацию больных нервной анорексией.

Кроме того, юношеский возраст характеризуется резким увеличением депрессивных дебютов, что обусловлено влиянием пубертатного периода, выступающего в качестве специфического стрессорного фактора. Отсутствие адекватных способов контроля и овладения своими эмоциями у части подростков проявляется в виде импульсивности, склонности к немедленному выражению вовне своих чувств и побуждений, ведущих к асоциальному поведению.

Таким образом, понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении соматоформных проявлений неврозов у детей.

Почему грудничок закатывает глаза когда засыпает

Клиническая картина церебральных пароксизмов как эпилептического, так и неэпилептического генеза отличается многообразием проявлений, что приводит порой к диагностическим ошибкам и назначению неадекватной терапии. Следует помнить, что гипердиагностика эпилепсии в перспективе может причинять не меньше вреда пациенту, чем пропущенные случаи. Большинства диагностических ошибок можно избежать благодаря тщательному и подробному сбору анамнестических сведений, грамотному подходу к наблюдению пациента и адекватной оценке инструментальных методов обследования. Описываемый нами случай демонстрирует полиморфизм пароксизмальных состояний в детском возрасте.

Клинический случай

Пациентка В., поступила в неврологическое отделение 3-й ГДКБ Минска в возрасте 1 год 6 месяцев с жалобами на эпизодическое «закатывание» глаз в сторону в течение нескольких секунд, при этом в момент реализации данного пароксизма у ребенка отсутствовала реакция на обращение и звуковые раздражители. Подобные состояния отмечались мамой девочки в течение недели до момента поступления в стационар. Заболевание началось с 2-х эпизодов в течение суток, затем количество пароксизмов увеличилось до 10–15 раз. Предшествующее заболеванию травматическое повреждение центральной нервной системы мамой отрицалось; ранее у ребенка в анамнезе также не отмечалось черепно-мозговых травм, нарушений сознания либо пароксизмальных состояний эпилептического и неэпилептического генеза.

Из анамнеза: ребенок от 2-й беременности, первых срочных родов. Родоразрешение было осуществлено путем вакуум-экстракции в сроке 41 неделя гестации. Беременность протекала на фоне угрозы прерывания по причине ОРВИ в 1-м и 2-м триместрах. Вес при рождении составлял 3 810 г, длина 51 см. Вскармливание искусственное. Развитие ребенка до госпитализации соответствовало возрастной норме, прививки выполнены. За предшествующий период ребенок переносил только простудные заболевания. Хроническую соматическую патологию и оперативные вмешательства мама отрицала. Наследственность и трансфузионный анамнез не отягощены, однако у девочки наличествовала аллергологическая патология (пищевая аллергия на белок коровьего молока).

При поступлении соматический статус без особенностей. Физическое развитие среднее дисгармоничное по весу. Неврологический статус: девочка в сознании, эмоционально лабильна, в поведении адекватна, доступна осмотру и соответствующему возрасту контакту. Сон, со слов матери, спокойный. Со стороны черепных нервов отмечалась легкая асимметрия носогубных складок. Верхние конечности: объем движений и мышечный тонус физиологический. Мышечная сила соответствует возрасту. Трофика мышц без особенностей. Гиперкинезов нет. СПР D=S, оживлены, рефлексогенные зоны не расширены. Брюшные рефлексы D=S, средней живости. Нижние конечности: объем движений физиологический. Мышечная сила соответствует возрасту. Трофика мышц без особенностей. Мышечный тонус ближе к физиологическому, слегка повышен. Гиперкинезов нет. Рефлексы коленные D=S, ахилловы D=S. Патологических стопных знаков нет. Координаторная сфера без особенностей. Ходит самостоятельно с 1 года 1 месяца, несколько ротирует внутрь правую стопу, опора с тенденцией на передний отдел стоп (эпизодическая доброкачественная дистоническая реакция опоры на стопу). Менингеальных симптомов нет. Тазовые органы без патологии.

На вторые сутки пребывания в отделении количество эпизодов отведения глаз в сторону составило порядка 10. Длительность эпизодов колебалась от 5–10 секунд до нескольких минут. Эпизодам отведения глаз сопутствовало расстройство координации легкой степени выраженности, которое исчезало через 5–10 минут после окончания окуломоторного пароксизма.

Выставлен предварительный диагноз: пароксизмальные состояния с наличием эпизодов тонического отведения глаз в сторону неуточненного генеза.

До проведения обследования с целью снижения возбудимости центральной нервной системы ребенку назначен громецин в дозе 0,1 г по 1 таблетке 2 раза в день.

Проведенное электроэнцефалографическое (ЭЭГ) обследование выявило легкие диффузные изменения с признаками нейрофизиологической незрелости. Пароксизмальной активности не зарегистрировано (см. рис. 1). Общий и биохимический анализы крови без патологии.

Рисунок 1. Первичное ЭЭГ-обследование. Легкие диффузные изменения с признаками нейрофизиологической незрелости. При проведении нейровизуализационного исследования (МРТ 2 Тл) выявлены признаки некоторого усиления МР-сигнала в парагиппокампальной области (см. рис. 2а) и незначительного расширения переднего субарахноидального пространства (см. рис. 2б), что может свидетельствовать в пользу перенесенной гипоксически-ишемической перинатальной энцефалопат На третьи сутки количество эпизодов отведения глаз сократилось до 6, при этом их продолжительность не превышала нескольких секунд.

Читайте также:
Таблетки Ацикловир: инструкция по применению, аналоги

Рисунок 2а. МРТ-исследование. Признаки усиления МР-сигнала в парагиппокампальной области.

Рисунок 2б. МРТ-исследование. Признаки незначительного расширения переднего субарахноидального пространства. На четвертые сутки количество пароксизмов продолжило уменьшаться и составило всего 2 эпизода длительностью 1–2 секунды. При этом ранее сопутствовавших данным состояниям нарушений координации не отмечалось.

На пятые сутки эпизоды отведения глаз полностью прекратились и в последующие дни пребывания в стационаре не повторялись.

Повторные ЭЭГ-обследования, проведенные на третьи и шестые (см. рис. 3а, 3б) сутки от момента госпитализации, региональных и патологических форм биоэлектрической активности не выявили.

Исследование крови на вирусы, бактерии и простейшие не позволило выявить значимого инфекционного фактора в развитии текущего заболевания.

Рисунок 3а. Повторное ЭЭГ-обследование. Легкие диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга. Региональных и патологических форм активности не выявлено.

Рисунок 3б. Повторное ЭЭГ-обследование. Легкие диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга. Региональных и патологических форм активности не выявлено.

Окончательный диагноз: пароксизмальные состояния по типу доброкачественных эпизодов тонического отведения глаз в сторону неэпилептического генеза.

Противоэпилептическая терапия не назначалась. Ребенок выписан домой в удовлетворительном состоянии.

При контрольном осмотре через 2 месяца после выписки из стационара было установлено, что пароксизмальные состояния не повторялись, неврологический статус сохранялся прежним. Девочка продвинулась в психоречевом развитии: увеличился активный и пассивный словарный запас, стала говорить предложениями из двух слов. ЭЭГ-обследование существенных изменений не выявило.

Комментарий

Доброкачественные тонические отведения глаз в сторону у детей — это гетерогенная группа состояний с пролонгированными эпизодами постоянных или преходящих девиаций глазных яблок в противоположное желаемому направление с быстрым возвратом в исходное положение.

Этиология описываемого пароксизмального состояния неоднородна, а патогенез до настоящего времени остается до конца не установленным. По результатам исследований некоторых авторов, заболевание может иметь аутосомно-рецессивную и аутосомно-доминантную природу наследования. У таких пациентов могут выявляться мутации в гене кальциевого канала CACNA1A. Нельзя исключить вариант функционального генеза доброкачественного тонического отведения глаз в сторону вследствие незрелости мозговых структур и нарушения межнейронной коммуникации.

Наиболее часто исследователями рассматривается гипотеза возраст-зависимой дисфункции супрануклеарных путей. Этиологическими факторами симптоматических форм заболевания могут служить повреждения мезенцефальной области — мальформация вены Галена, пинеалома, гидроцефалия, опухоль гипофиза. Возможна также ятрогенная природа данного пароксизмального состояния. Ряд авторов указывает на более частое его развитие у тех детей, матери которых во время беременности принимали препараты вальпроевой кислоты.

Клинические проявления доброкачественного тонического отведения глаз в сторону отличаются некоторым разнообразием. Дебют заболевания, как правило, возникает в возрасте 4–10 месяцев. В наиболее крупном исследовании данной патологии возраст дебюта варьировал от 1 недели до 26 месяцев жизни (в среднем 5,5 месяца). Частота приступов вариабельна в течение суток от единичных до ежечасных. Характерно учащение и усиление выраженности пароксизмов при инфекционных заболеваниях, сопровождающихся лихорадкой, а также при физическом и психоэмоциональном переутомлении. Как правило, в течение всего периода заболевания модификации вида пароксизмов не происходит. Считается, что продолжительность заболевания и срок достижения ремиссии (спонтанного исчезновения отведения глаз) в среднем могут варьировать от нескольких дней до 5 лет.

При доброкачественных тонических отведениях глаз в сторону и вверх у ряда детей отмечаются эпизоды дополнительного наклона подбородка вниз, однако ряд авторов полагает, что это компенсаторный механизм с целью коррекции неправильной позиции глазных яблок. При существующем стереотипе отведения глаз в определенном направлении противоположное движение обычно не изменено. Тем не менее, у части пациентов во время пароксизма может иметь место однонаправленный нистагм с быстрым компонентом в обратную сторону.

Кроме того, некоторыми исследователями описаны гипометрические саккады и расходящееся косоглазие, которые могут сохраняться в течение некоторого времени (в отдельных случаях — длительно) после прекращения тонических отведений глаз.

Описываемое неэпилептическое пароксизмальное состояние периодически сопровождается моторной неловкостью и атаксией различной степени выраженности, продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней. Координаторная дисфункция легкой степени выраженности также может иметь тенденцию к сохранению после разрешения основного заболевания.

По данным различных авторов, около 50 % детей с доброкачественным тоническим отведением глаз в сторону имеют нормальное психическое развитие, приблизительно 40 % — легкий интеллектуальный дефицит, 10 % — нарушения интеллекта от умеренной до выраженной степени. В подавляющем большинстве случаев нормальный психоневрологический статус у пациентов с описываемым вариантом пароксизмов коррелирует со спонтанной ремиссией в течение 2 лет от начала заболевания. Если же имеет место сочетание данного состояния и неврологического и/или когнитивно-мнестического дефицита, то необходимо дополнительное обследование ребенка на предмет симптоматической природы этиологии патологического процесса.

Инструментально-диагностические и лабораторные исследования чаще всего демонстрируют нормальные показатели нейровизуализации, электроэнцефалографии и метаболических параметров крови и ликвора у детей с идиопатическими (генетическими) формами заболевания. Золотой стандарт нейровизуализационного обследования — МРТ головного мозга, как правило, не выявляет патологических изменений.

Дифференциальный диагноз доброкачественных тонических отведений глаз в сторону проводят с эпилептическими пароксизмальными состояниями, в частности с окуломоторными приступами и атипичными абсансами.

Специфическое лечение данного состояния не разработано, попытки терапевтического воздействия чаще всего оказываются неэффективными. По данным наиболее крупного исследования, терапия антиконвульсантами, ацетазоламидом и адренокортикотропным гормоном не оказала влияния на течение заболевания. Тем не менее ряд авторов указывает на достижение положительного эффекта в отношении частоты и выраженности пароксизмов при применении дигидроксифенилаланина (леводопы).

Сон у новорожденных (0-2 месяцев)

Чего ожидать родителям?

Сон новорожденных длится от 11 до 18 часов в день, без закономерности и циркадности (суточного ритма сна). Сроки формирования суточного ритма сна генетически детерминированы и очень вариабельны. Способность различать день и ночь у новорожденных формируется окончательно только к 4 месяцам, а в конце 2-го месяца мы начинаем замечать, как новорожденные начинают различать день и ночь. В течение первых нескольких недель Ваши дети могут спать от нескольких минут до нескольких часов за один раз. Однако дети, находящиеся на грудном вскармливании имеют несколько укороченную продолжительность сна (2-3 часа), по сравнению с детьми на искусственном вскармливании (3-4 часа). Также в течение первых недель новорожденные очень слабо различают день и ночь. Ожидайте, что Ваши дети могут иметь достаточно высокую двигательную активность в течение сна. Все дети гримасничают во сне, улыбаются, делают сосательные движения, ворочаются и двигают ногами, потягиваются и вздрагивают. Эти движения считаются абсолютно нормальными, также дети могут издавать разные звуки, такие как вздохи, всхлипывания и вскрикивания.

Читайте также:
С какого возраста можно давать ребенку свеклу

Где и как должны спать дети?

  • Размещение ребенка во время сна. Ребенок может спать везде, где родители выбрали для этого место. Это может быть колыбель или отдельная детская кроватка, кровать в комнате родителей или в комнате вместе с братом и сестрой. Некоторые из родителей предпочитают, чтобы новорожденные спали вместе с ними и в этом случае родители должны быть осведомлены о риске удушения ребенка во сне, чтобы предпринять все необходимые меры.
  • Спать на спине. Все дети должны спать на спине (особенно до 4 месяцев) с целью профилактики синдрома внезапной смерти у младенцев.

Практические рекомендации по организации сна у новорожденных

  • Укладывайте Вашего ребенка на спину в течение ночного и дневного сна.
  • Укладывайте Вашего ребенка на плотный матрац с хорошо защищенной несущей конструкцией с перекладинами не более 5 см между ними.
  • Убедитесь, что лицо Вашего ребенка не покрыто одеялом или пеленкой и остается открытым во время сна. Если используется одеяло, убедитесь, что оно прикрывает ноги ребенка и находится не выше уровня груди. Одеяло стоит подоткнуть под матрац.
  • Старайтесь оградить вашего ребенка от табачного дыма.
  • Избегайте перегревания ребенка по ночам и поддерживайте в комнате ребенка температуру, комфортную для взрослых.

Как помочь Вашему ребенку, чтобы он хорошо спал

  • Научитесь распознавать знаки, которые подает ваш ребенок, когда он хочет спать. Некоторые уставшие дети начинают вести себя беспокойно или плакать, другие трут глаза, не отводят глаз от лица матери и закатывают глаза. Ваш ребенок уснет гораздо быстрее и легче в тот момент, когда Вы почувствуете, что он устал.
  • Старайтесь придерживаться расписания и особенно ночного сна. Несмотря на то, что ребенок еще слабо различает день и ночь, у него может быть избыточный дневной сон и ночные пробуждения, постарайтесь, чтобы ребенок больше ночью. Для этого ограничьте освещенность ночью и старайтесь не играть с ребенком перед сном. В течение дня играйте с ребенком и уверенно будите его для регулярного питания и игр. Однако подобные рекомендации относятся только к доношенным здоровым новорожденным, поскольку особенно глубоко недоношенные дети нуждаются в индивидуальном режиме и процесс созревания ритма сон-бодрствование у таких детей занимает больше времени.
  • Правильно реагируйте на потребности ребенка во сне. Новорожденные часто нуждаются в укачивании перед сном и кормлении во время сна, что прекрасно подходит в течение первых двух недель или месяцев жизни. Однако, если Вашему ребенку уже 3 месяца, постарайтесь сформировать режим дня и отхода ко сну.
  • Формируйте порядок отхождения ко сну. Даже у ребенка в возрасте нескольких недель происходит формирование привычек засыпания на основе рефлекторного поведения. Режим отхождения ко сну должен быть спокойным и включает любую активность, которую Вы выбираете сами: купание, укачивание и ношение на руках.
  • Старайтесь спать, когда спит ваш ребенок. Родители также нуждаются во сне. Постарайтесь вздремнуть, когда спит Ваш ребенок. В идеальной ситуации положитесь на помощь окружения, чтобы кто-нибудь проследил за ребенком, пока Вы спите. Особенно важно высыпаться кормящим матерям.
  • Обратитесь к Вашему лечащему доктору, если Вам не удается сформировать режим дня у ребенка. Дети, у которых возбуждение и беспокойство проявляются особенно сильно и часто, могут иметь такие заболевания как колики, желудочный рефлюкс (заброс содержимого желудка в пищевод), рахит или железодефицитная анемия. Заболевания кожи, сопровождающиеся зудом, всегда нарушают сон у новорожденных. Проблемы, связанные с нарушениями дыхания (особенности анатомического строения верхних дыхательных путей со снижением поступления потока воздуха во время сна) требуют проведения полисомнографического исследования и лечения у специалистов.

Нарушение сна у детей

Как детскому неврологу каждый день в моей работе приходится заниматься различными проявлениями нарушений сна. Нередко я вижу встревоженных мам, которые находятся в очень подавленном состоянии из-за того, что малыш плохо спит.

Действительно, хороший сон ребенка свидетельствует о его здоровье. И если ребенок спит беспокойно, часто просыпается, плачет, это настораживает родителей, и они обращаются за помощью к врачу. Особенно часто беспокоятся родители маленьких детей, ведь не будучи врачами, они не могут быть уверены в здоровье маленького человечка, которого не спросишь: “Что случилось? Болит что-нибудь? Что тебе приснилось?”. Первое время родители также могут сомневаться и в неврологическом здоровье своего ребенка: “Не является ли плохой сон свидетельством более серьезных проблем?” Детский невролог может оценить состояние здоровья малыша и развеять страхи родителей, помочь действенными советами.

Давайте рассмотрим основные причины плохого сна у детей:

  • Физиологические особенности сна ребенка
  • Эмоциональные перегрузки
  • Соматические проблемы
  • Неврологические проблемы

Физиологические особенности сна ребенка

На физиологическом уровне сон ребенка отличается от сна взрослого. Дети спят по-другому, чем мы, их сон более поверхностный, чуткий, и это является нормой.

Как известно, сон состоит из сменяющих друг друга фаз – медленной и быстрой. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон (а у взрослых быстрый сон составляет только 25%). В эту фазу мама может наблюдать, как под закрытыми веками быстро движутся глазные яблоки ребенка, в это время ребенок видит сновидения. Тонус мышц утрачивается (за исключением мышц глаз и носоглотки), ребенок не может двигаться, так предусмотрено природой. Если бы возможность движения оставалась, люди совершали бы все те движения, которые им снятся.

Создаем условия для сна

Чтобы маленький ребенок лучше спал, как это ни странно звучит, не стоит изолировать его от посторонних шумов. Если малыш будет слышать сквозь сон негромкий фон работающей стиральной машины, спокойные приглушенные голоса родителей – он привыкнет к этим звукам, и не будет пугаться их во сне, и соответственно, будет лучше спать, а родители смогут продолжать заниматься привычными делами, не опасаясь разбудить кроху.

Перед сном необходимо хорошо проветрить комнату, в которой спит ребенок. Свежий воздух поможет малышу спать крепче. Очень полезен сон на открытом воздухе, который повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Детям постарше полезны прогулки перед сном.

Для хорошего сна имеет значение и то, насколько удобна подушка и комфортно одеяло. Ребенку не должно быть ни слишком жарко, ни холодно во время сна, поэтому одеяло должно соответствовать сезону и общей температуре в комнате. Если у ребенка мерзнут ноги, он быстрее заснет в носочках. Для более старших детей нужно обратить внимание на подбор подушки, в частности ее высоту. Не маловажно и то, как ребенок спит на подушке: край подушки должен приходиться на шею, а плечи и верхняя часть спины должны лежать на матрасе – это самое физиологически правильное положение.

Читайте также:
травы для укрепления сосудов и капилляров

Длительность сна

Всем известно, что чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Однако, длительность сна для всех индивидуальна, это зависит нередко от темперамента, психофизиологического состояния.

В таблице приведены суточные нормы сна в зависимости от возраста:

1-2 месяца – 18 часов
3-4 месяца – 17-18 часов
5-6 месяцев – 16 часов
7-9 месяцев – 15 часов
10-12 месяца – 13 часов
1-2 года – 13 часов
2-3 года – 12 часов

С возрастом у ребенка происходит увеличение продолжительности периодов бодрствования, это связано с повышением работоспособности головного мозга. Некоторым детям, в силу индивидуальных особенностей, требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам, если ребенок спит чуть меньше, но чувствует и ведет себя хорошо, родителям не стоит беспокоиться.

То, что ваш малыш подрос и нуждается в другом режиме сна, вы можете понять по следующим признакам: ребенок очень медленно засыпает, рано пробуждается после дневного сна, сохраняет активность в течение всех периодов бодрствования

Сладкий сон с мамой

Еще несколько десятилетий назад в России многие считали, что ребенок должен спать отдельно от мамы. Сразу же после родов малыша приучали спать в своей кроватке, нередко это выматывало и малыша, не желавшего спать вдалеке от мамы, и маму, также лишенную сна.

Современные психологи и неврологи сходятся во мнении, что совместный сон с мамой – это не каприз ребенка, а нормальная физиологическая потребность. Малыш рождается совершенно беспомощным существом (в отличие от многих животных), и долгое время его жизнь полностью зависит от мамы. Быть рядом с мамой – значит выжить, поэтому дети чувствуют себя дискомфортно, если мамы нет рядом. Мамин запах, мамино тепло, нежные объятия, доступность груди – все это создает самые благоприятные условия для полноценного психологического развития ребенка и, конечно же, сказывается на качестве сна. Ведь психологическая стабильность – залог хорошего сна, как для детей, так и для взрослых.

Если малыш проснулся, испугавшись чего-то во сне, мама быстро успокоит его, он не успеет раскричаться, а, следовательно, и качество сна сохранится.

Не бойтесь избаловать вашего ребенка, до 1,5 лет он может спокойно находиться в родительской постели, это только пойдет ему на пользу. Такие дети вырастают более спокойными, уравновешенными, более уверенными в себе. Ведь они получают необходимое количество материнской любви в том возрасте, когда это наиболее необходимо, когда закладываются основы его физического и психологического здоровья. Позже, в возрасте от 1,5 до 3 лет, уже “большой” он сам с удовольствием перейдет в собственную постельку.

Индивидуальные особенности ребенка

В редких случаях ребенок может быть здоровым и спать беспокойно в силу своих индивидуальных особенностей. В моей практике бывали случаи, когда мама обращалась к врачу с жалобой на плохой сон ребенка, но и осмотр, и дополнительные обследования, и консультации светил медицины констатировали здоровье ребенка. Такие случаи редки, но они случаются, и здесь, к сожалению, приходится только ждать, чтобы ребенок “перерос” это состояние. Но чаще всего, если ребенок неврологически здоров, причину плохого сна нужно искать в соматических проблемах или излишней эмоциональности ребенка. О чем и пойдет речь дальше.

Эмоциональные перегрузки

Эмоциональные перегрузки – это самая частая причина плохого сна не только у детей, но и у взрослых.

Если ребенок слишком перевозбужден или переутомлен, засыпание может превратиться в длительный и мучительный процесс. Поэтому родителям следует контролировать занятия ребенка перед сном, нежелательно смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или поощрять подвижные, шумные игры со сверстниками или родителями. Переутомление также может быть вызвано излишней загруженностью ребенка в дневное время, что случается достаточно часто у сегодняшних дошкольников и школьников.

Если ваш ребенок плохо засыпает, прежде всего, проанализируйте, чем ребенок занимается перед сном, нет ли факторов, которые могут перевозбудить его нервную систему. Например, может быть, папа работает весь день и приходит только к моменту укладывания ребенка. Ожидание папиного возвращения с работы, общение с ним перед сном могут возбуждать малыша и сбивать настрой на сон.

Очень важное значение для хорошего сна ребенка играет эмоциональное состояние мамы. Если мама нервничает по каким-либо причинам, это обязательно сказывается на состоянии малыша. Проанализируйте свое поведение, не раздражаетесь ли вы по пустякам, не выплескиваете ли свои негативные эмоции в общении с ребенком? Некомфортная психологическая обстановка в семье, натянутые отношения между мамой и папой или другими родственниками, с которыми вы живете в одной квартире, могут также нарушать эмоциональное равновесие впечатлительного малыша.

Процедура укладывания

Для того чтобы малыш засыпал лучше желательно придерживаться определенной процедуры укладывания. Если каждый вечер перед сном ребенок будет совершать одни и те же действия, например, убирать по местам свои игрушки, смотреть “Спокойной ночи малыши”, чистить зубы – этот ежевечерний ритуал поможет ему настраиваться на сон. Уложив в кроватку, мама может почитать ему сказку, поцеловать и пожелать “доброго сна”. Если ребенок боится оставаться в темноте, лучше оставить включенным ночник.

При укладывании маленьких детей (до года) я советую также придерживаться небольшого ритуала, это может быть пение колыбельной или чтение сказки, не волнуйтесь, если малыш вас еще не понимает, в этом возрасте при укладывании главное – монотонность речи. Одна моя пациентка (студентка университета) читала своему годовалому малышу конспекты перед сном – и малыш засыпал быстрее, и мама готовилась к экзаменам.

Не советую долго укачивать малыша, сон при укачивании не глубокий, к тому же ребенок очень привыкает и мама становится заложником укачивания. Если ребенок хорошо засыпает у груди, вы можете кормить его лежа в постели, и это может стать для него лучшим ритуалом. Не стремитесь немедленно переложить его в детскую кроватку, дайте ему заснуть глубже.

Читайте также:
Польза баклажанов при подагре и их употребление

Соматические проблемы

Соматические проблемы – это заболевания, не связанные с расстройствами нервной системы. Чтобы исключить соматические нарушения – необходимо проконсультироваться с педиатром.

Если у вашего малыша болит животик, не стоит ожидать, что его сон будет хорошим. Причиной этому могут быть, желудочно-кишечные колики, спазмы. Но, как правило, желудочно-кишечные расстройства дают временное нарушение сна – только на период обострения.

Самая частая причина устойчивого расстройства сна на первом году жизни – это рахит – нарушение фосфорно-кальциевого обмена, вследствие дефицита витамина Д. На начальных стадиях рахита всегда отмечается повышение нервно-рефлекторной возбудимости, этот симптом может отчетливо выявляться с 3-4 месяцев, в некоторых случаях даже раньше – с 1,5 месяцев. У ребенка появляется беспокойство, пугливость, раздражительность, заметно нарушается сон. Дети часто вздрагивают, особенно при засыпании. Усиливается потливость, прежде всего, во сне и при кормлении. Наиболее сильно потеют лицо и волосистая часть головы. Назначение врачом соответствующей дозы витамина Д приводит к улучшению состояния.

Неврологические проблемы

Расстройства сна, которые вызваны нарушением деятельности центральной нервной системы ребенка, могут иметь эпилептическое и неэпилептическое происхождение. Определить характер нарушения может только невролог, поэтому с любыми подозрениями следует обратиться к доктору.

Что же должно насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу:

  • Ночной энурез (у детей с 4 лет)
  • Снохождение, сноговорение
  • Ночные кошмары

Отдельно хотелось бы остановиться на ночных кошмарах эпилептического происхождения. В этом случае мама замечает, что ночные страхи у ребенка повторяются как будто по одному и тому же сценарию. Во время такого ночного кошмара у ребенка может быть застывший взгляд, могут подрагивать конечности, и в то же время может и не быть яркой эмоциональной окраски ночного страха. На утро такие дети всегда вялые, подавленные, чувствуют себя плохо.

В заключение, хотелось бы повторить, что в большинстве случаев нарушения сна не требуют серьезного медицинского вмешательства, и бесследно проходят после того, как мама сама перестанет нервничать и скорректирует режим сна-бодрствования ребенка. Но если малыш продолжает спать беспокойно, лучше доверить решение этой проблемы доктору.

Что делать, если ребенок боится воды?

Учиться плавать – это удовольствие. И привилегия взрослого открыть эту радость для ребека. Ребенок должен захотеть в воду сам. Как это сделать?

Большие дела делаются медленно

Первое – набраться терпения. В воспитании любви к водным процедуром важно не переусердствовать и не передавить. Оцените, сколько времени вы готовы плавно подводить ребенка к купанию в бассейне или реке. Если раньше в режиме жизни ребенка не было бассейна или постоянного купания, вводите его медленно. Выделите один (. ) день в неделю, когда вы занимаетесь этим процессом. И держите такой темп месяц. При этом, каждую неделю, оценивайте не прогресс, а нет ли регресса.
Важно на медленной скорости помочь ребенку почувствовать доверие к воде, безопасность, затем интерес и понимание правил поведения на воде и желание научиться плавать.
Если через месяц ситуация меняется в лучшую сторону, спросите у ребенка – хочет ли он добавить еще воды в свою жизнь? Прислушайтесь к ответу, и держите темп подстраиваясь под ребенка.

Важно – не передавить!

Если ребенка не услышать, а пытаться заставить его преодолеть страх насильно, ничего хорошего не будет – ребенок вслух может не противиться, но начнет болеть – например ЛОР-заболевания, или энурез, или тревожный сон ночью. И от воды все равно придется отказаться. Поэтому постарайтесь относиться к своему ребенку бережно, помогая адаптироваться в воде медленно, постепенно. Здесь каждый медленный шаг вперед помогает приблизиться к цели.

Пример взрослого.

Итак, работаем “издалека”. Больше всего ребенок доверяет родителям и логично, если в воде или около нее ребенок безопаснее всего чувствует себя с родителем. Если ребенок будет знать, что мама или папа или другие близкие ходят в бассейн два раза в неделю, у него перед глазами будет пример человека который воды не боится. Тогда в семье можно говорить про то, что “сегодня вторник и мама пойдет в бассейн потому что любит плавать” и вообще, для нашей семьи “плескаться в воде нормально”. Важно чтобы ребенок просто слышал и видел пример. Не надо говорить ” ты тоже научишься, ты тоже полюбишь”. Остановитесь, а то получится передавливание.

Взять ребенка с собой в бассейн.

В один из дней, можно спросить ” А не хочет ли кто-нибудь сходить со мной в бассейн? Там так здорово, можно плавать на спасательном круге и после бассейна пить молочный коктейль.” Вместо молочного коктейля можно вставить любой другой устраивающий вас бонус для ребенка, ради которого он захочет пойти. Пока речь идет о “заманивании” на территорию с водой. В Москве детей можно взять с собой в обычный бассейн с 5 лет (Битца).
Если ребенок боится воды – лучше если с ним будут заниматься индивидуально. Или родители, или тренер. Подождите с групповыми занятиями – дайте ребенку время на адаптацию и накопление навыков, которые помогут быть ему успешным в группе.

Стыд, Страх и Адаптация

То есть если ребенок достаточно взрослый чтобы уметь испытывать стыд о том что боится воды – в группе меньше шансов, что он все-таки в воду пойдет.
Дети начинают испытывать стыд уже в более старшем возрасте, когда сами начинают понимать что такое хорошо и плохо – после 5-7 лет. До этого возраста что такое хорошо и плохо рассказывают родители.
Но если ребенок маленький, и бассейн в детском саду, куда ходит вся группа – это правило не работает. В детском саду бассейн теплый и мелкий – детям по колено, и обычно чередуется с сухим бассейном из шариков, поэтому детям проще чувствовать безопасность.
Не акцентировать внимание на страхе воды. Есть воронка травмы и воронка выздоровления. Так вот, если специально муссировать тему страха, то воронка травмы – воронка страха увеличится. Поэтому задача родителей поддерживать воронку выздоровления и преподнести купание ребенку с такой стороны, чтобы малыш сам захотел плавать и просил родителей об этом.
При этом, про страх воды помнит мама, но вслух говорит о том что здорово купить в ванну резиновый коврик (тема около воды), вслух говорит про красоту коврика, смещая акцент на его яркость и привлекательность, тем самым простраивая комфорт и безопасность. Как только ребенок заинтересуется ковриком, важно рассказать что коврик еще нужен для того, чтобы не скользить.

Читайте также:
Диагностика эписпадии и экстрофии мочевого пузыря


Будьте начеку. Если вы знаете что ребенок боится или боялся воды, держите его в поле внимания. Даже если все в порядке, и ребенок начал тянуться к водоему, будьте готовы его подстраховать и незаметно контролируйте время, которое он проводит в воде или около нее. Дозируйте – 15 минут у воды, затем отдых рядом с вами. При помощи такого распределения, вы сможете контролировать процесс создания интереса к воде – ведь создается ощущение “дефицита” времени, которое можно быть около воды. Со временем, ребенок начнет упрашивать “мама, можно я поиграю подольше”. Здесь можно немного подыграть ребенку – и разрешить еще минуточку, а потом отдохнуть и попозже еще подойти к воде.

Позитивный образ воды.

Время лета – время песочных замков, рвов с водой и храбрых рыцарей, которые отправляются в дальнее плавание чтобы завоевать руку принцессы – используйте сказкотерапию, для того чтобы создать хороший настрой по отношению к плаванию. Придумайте рассказ как рыцарь боялся воды – у него была причина – он боялся что доспехи намокнут и заржавеют.
Произойдет процесс перенесения – страх всегда конкретен и если бояться стыдно, то тревога не позволяет понять – чего ребенок боится. Мы легализуем объяснение причины страха у рыцаря и тогда ребенку будет проще локализовать чего именно он боится в воде – например беспомощности, не умеет плавать и боится что не удержится на дне и упадет. Или холодной воды – от холода немеют руки и ноги. Или стыда перед сверстниками – “Такой большой”, а плавать не умеет. Переберите с ребенком возможные причины – почему рыцарь боится воды, пусть ребенок сам предложит чего рыцарь боится.
После этого помогите придумать ему как справиться со страхом. Если боится холодной воды – предложите долить в озеро воды из чайника, если стыдно перед другими рыцарями, что не умеет плавать – предложите вариант “волшебного помощника” , который ночью при свете луны учит рыцаря плавать и волшебным образом помогает ему попасть к принцессе. При этом процесс “переплывания” озера может длиться от 2 секунд – главное чтобы рыцарь преодолел препятствие и ребенок получил опыт преодоления страха на примере выдуманного персонажа, но вместе с вами.
Помните, что в бассейне температура воды холоднее – холоднее чем дома или в аквапарке. Ребенка нужно об этом предупредить. И провести позитивную аналогию – вода такая же как на речке у бабушки.

Используйте технику сброса психоэмоционального напряжения у ребенка.

Это упражнение поможет снять скованность и тревогу в любом возрасте, поможет скинуть лишнее раздражение и у взрослых и у детей. Инструкция ребенку: Мы сейчас с тобой будем делать упражнение. Я буду рассказывать тебе сказку и показывать задания. А ты повторяй за мной. И если захочешь, можешь помогать мне придумывать. Я тебе скажу когда можно, хорошо?
Упражнение выполняется на полу. Разложите коврик или одело, чтобы было удобно. Сядьте на колени, ребенок напротив вас – он повторяет за вами движения. А вы рассказываете ему присказку, например “принц поскакал на коне к замку принцессы и увидел озеро. Поднять руки над головой и протянуть УУУУУУУУУУУ, какое большое озеро – подумал принц. Затем руки в расставить в стороны – ААААААААААА, какое же широкое, как же его перейти, подумал принц. УУУУУУУУУ, что же мне делать, как помочь? Затем поднять правую руку над головой, с силой бахнуть ею по коврику рядом с собой, сопровождая громким словом: БАХ. Затем поднять левую руку и бахнуть ей по коврику.
Упражение повторить несколько раз, и затем спросить у ребенка: что же ему делать? Пусть придумывает. Наберитесь терпения и выслушайте самую фантастичную версию развития событий. Если ребенок не может придумать сам, придумайте вместе несколько удачных вариантов решения проблемы.
Попозже вместо коврика можно БАХать по воде, например играя в ванной.
Предупрежден, значит вооружен или возможные ньюансы:
Кстати, у детей 5-6 лет обостряется страх смерти, и поэтому не пугайтесь если принц случайно “утонет” или с ним произойдет еще какая-то неприятность – некоторые дети таким образом провоцируют родителей на разговор “что же будет после смерти”. У каждой медали две стороны. Обостряется страх смерти, а с другой стороны обостряется ценность жизни. И мы, как родители, поддерживаем именно этот полюс – ценность жизни и ценность сохранения ее.
Дельфинчик поможет
Возьмите разноцветный симпатичный носок или лучше гольф и оденьте себе на руку – это дельфинчик. Дельфинчик очень добрый, он живет в воде и очень любит дружить и смеяться. И приглашает ребенка поиграть в воде.
Дельфинчик приплывает в ванной, в тазике – и смешит ребенка, одновременно поддерживая буквально – физически помогая опираться на вашу руку – дельфинчика, когда ребенок плещется в ванной – например, когда вы его катаете, дельфинчик бережет голову и помогает затормозить.
Дельфинчик – это защитник, который всегда приплывет на помощь. Он может иметь какие угодно возможности и волшебные средства дшля того, чтобы помочь ребенку. С ним можно советоваться и спорить, он сможет помочь, объяснить, утешить.
Устроить игры с водой дома. Можно поставить тазик с водой, и позволить ребенку играть в нем с игрушками. Попробуйте организовать пространство так, чтобы ребенок мог плескаться и веселиться от души. А вы не переживали за мебель и ламинат. Идеально сделать это в той комнате, где есть гидроизоляция или можно поставить надувной бассейн, а во внутрь тазик с водой – тогда ваш пол останется сухим. Можно использовать тазик с водой как волебольное кольцо – бросать в воду колобки из пластилина, или комочки бумаги. Так кроме сброса психоэмоционального напряжения и воспитания интереса к играм с водой, вы поможете ребенку развить умение наблюдать и исследовать разные свойства воды – что тонет, что не тонет.
Осторожно: в процессе организации детских игр постарайтесь не переутомиться. Играйте так, как вам хочется самой, опираясь на свой детский опыт и то, что вам нравилось в детстве и интересно сейчас. Попробуйте играть спонтанно и получая удовольствие от процесса. Ребенок это почувствует.
Такие игры организационно, временно и энергозатратны. Поэтому хорошо ввести правило – играть так 1 раз в неделю. Лучше завести “волшебный чемоданчик”, в который можно заглядывать только 1 раз в неделю, а всю остальную неделю трогать нельзя. Тогда ребенок будет ждать целую неделю, чтобы поиграть с водой. Идеально, со временем, ребенок сам будет напоминать “Мама, а ты помнишь, что у нас игры с водой в субботу утром пока папа спит”.

Читайте также:
Чем полезна рыба, свойства и противопоказания

Ютьюб в помощь
Не секрет, что наши дети на планшетах и мобильных смотрят ютьюб каналы о том как играют другие дети. Предложите ребенку завести свой канал. Но договоритесь заранее, на берегу, что этот канал будет про игры с водой. Повторюсь, акцентируем внимание не на играх, на создании ролика, про страх упоминаем только косвенно.
Название каналу, придумайте вместе. Мои дети, например назвали бы “TV SHOW WATER” или какие-нибудь “БИТВЫ МОНСТРОВ НА ВОДЕ”. Самое интересное, дети начинают сами интересоваться темой – и искать похожие ютьюб каналы у других людей. Так появляется знакомство с опытом других людей, и это тоже ценно.

Вода и цель родителей

Часто желание родителей быстро приучить ребенка к воде связано с желанием отдать ребенка в спорт и удовлетворить свои амбиции в плане воспитания ребенка. Спорт, это безусловно хорошо. Но взвешивая свои силы и затраты по преодолению страха сейчас, подумайте – оправдается ли это в будущем?
Кажется, что работа родителей по воспитанию любви к спорту – проста и понятна – выбрать кружок с хорошим тренером, отвести, привезти, следить за графиком и за здоровьем ребенка. Но есть еще такая вещь как долгосрочное планирование – как долго ваш ребенок будет в вашем спорте и как этот спорт будет приблизительно вписываться в жизнь дальше. Это понимание важно чтобы знать – ради чего нужно быстро преодолевать страх воды. Ради года в бассейне? Ради карьеры в спорте? Ради здоровья? Каждая из этих целей звучит по разному и пути движения к каждой из них – разные. Важно, чтобы родители понимали как звучит их цель – “Ради чего нужно преодолеть страх” и двигались именно к ней, не решая попутно тысячи других проблем.

Если цель – карьера, то давайте попробуем оценить какие вложения нужны – временные, денежные, образовательные, по здоровью.
Так, на водном поло мальчишкам хорошо до школы – занятия 3 раза в неделю, с тренером, соревнования, награды – все как надо. Но с возраста 7-8 лет тренировки становятся чаще и начинаются до школы – в 7 утра. Попробуйте оценить свои силы – готовы ли вы будете возить ребенка к 7 утра в бассейн, а потом везти в школу и нагонять пропущенное в школе? Такой график был в нашей секции, пожалуйста проясните четкий график – как будет в вашей секции, сможете ли вы совмещать это со школой?
Стоит ли это того, что вы пытаетесь быстро заставить ребенка зайти в воду? На сколько лет эта история? Если спорт важен, рассмариваете ли вы варианты – сначала занятия с тренером индивидуально, а потом ввод ребенка в группу.
У синхронных гимнасток нагрузок и тренировок больше чем у вотерполистов, их мамы “живут” в бассейне.
Цель “Ради здоровья” позволяет почувствовать себя свободнее и помогает родителям действовать так как им удобно – брать ребенка с собой в бассейн, организовывать пикники на речке, играть возле мелкого бассейна, переодически поливая ребека водой от жары, и действовать так, как вы сами видите внешне – ребенку хорошо и в удовольствие. Рано или поздно, ребенок сам зайдет в воду и почувствует радость от купания.

Как помочь ребенку преодолеть страх воды: 5 важных советов накануне отдыха на море

Пока одни непоседы на пляже напоминают веселых рыбок, другие закатывают скандалы при любой попытке подвести их к мягким волнам, лижущим гальки и песок. Планируя отпуск на море всей семьей, вы наверняка думаете не только о путевке и сборе чемоданов, но и о том, что сын или дочка будут обделены целительным общением с большой водой, если проявят страх перед ней. Можно ли с этим страхом справиться? В большинстве ситуаций – да.

Предлагайте игры с водой

Во флотоводцев, как правило, с удовольствием играют не только мальчики, но и девочки, даже если «флот» состоит из трех корабликов и пары резиновых утят, а «морем» является набранная ванна или таз для белья. Точно так же и мыть посуду, подражая маме, хотят не только дочки, но и сыновья. Если даете ребенку посуду не игрушечную, а настоящую, то пусть она будет пластиковой, чтобы малыш не поранился. Можно ставить и «опыты», переливая воду в емкости разного объема.

Изучайте водный мир

Об обитателях морей и океанов, о течениях, солености, оттенках воды, причинах приливов и отливов и тому подобном есть немало хороших научно-популярных детских книжек, читайте их ребенку, просматривайте иллюстрации, обсуждайте узнанное. Если в вашем городе есть океанариум, террариум, да даже торговый центр или зоомагазин с большим аквариумом, за жителями которого можно наблюдать, посещайте эти места, задавайте вопросы специалистам. А потом можно попросить сына или дочку нарисовать увиденное и рассказать, кого он «поселил» на своей картинке.

Запишите кроху в бассейн

Семейные походы в бассейн или аквапарк по выходным – хорошая традиция. Еще больше пользы принесут ребенку регулярные занятия с профессиональным тренером по плаванию, индивидуальные или в группе. Под присмотром опытного наставника сын или дочка научится держаться на воде лучше, чем многие взрослые, освоит правильное дыхание при плавании, да и на общее физическое развитие и психику малыша такая нагрузка влияет гармонично и благотворно. Полноценное обучение плаванию начинают, как правило, в 6 лет.

Читайте также:
Чем прервать беременность на позднем сроке дома

Приучайте к большой воде постепенно

Ни мысленно, ни вслух не сравнивайте свое чадо, какого бы возраста оно ни было, с детьми других отдыхающих, резвящимися в воде, как дельфины; не дразните и не высмеивайте «трусишку». Гуляйте с отпрыском по пляжу, собирайте красивые ракушки и камушки, наблюдайте за птицами, разглядывайте юрких рыбок на прозрачном мелководье, окунайте в прилив ладони. С согласия ребенка заходите с ним в воду сначала по стопы или по щиколотки, спустя пару дней – по колено или даже по пояс (сына или дочки, не ваш), если боязнь малыша перед водной стихией уменьшилась. А главное, не оставляйте его в воде одного, дайте понять, что вы всегда рядом.

Используйте плавсредства

Бабушки и дедушки любят рассказывать, как их учили плавать: толкнули в воду, и все. Мол, инстинкт самосохранения включился и заставил барахтаться, чтобы добраться до берега. Но после такой суровой «школы» многие плохо плавают всю жизнь, боятся нырять, предпочитают бассейны естественным водоемам. Пока ребенок не умеет держаться на воде самостоятельно, страхуйте его надувными плавсредствами – нарукавниками, жилетом, матрасом, кругом. Мяч для этого не годится, слишком сложно его удержать, когда он мокрый.

Комментарий эксперта

Знакомя ребенка с бассейном, родители должны учитывать два момента, – поясняет Максимилиан Бакиров, психолог, конфликтолог. – Первый: ребенок не может бояться воды по той простой причине, что девять месяцев до рождения жил в мамином животе в околоплодных водах. Жидкость – нормальная, привычная среда обитания для нас. Второй: если у сына или дочки все-таки есть паническая боязнь воды, то своими силами исправить ситуацию будет сложно, нужна поддержка специалиста.

Вызвать сильный страх воды у ребенка могло, например, то, что однажды во время купания в ванне он захлебнулся, а вы этого могли даже не заметить, не понять, сочли, что он просто закашлялся и потому разрыдался. Вы думали, что все в порядке, а малыш этот травмирующий опыт запомнил. Еще вариант: случился перепад температуры воды, что не редкость у наших коммунальщиков, и из горячего крана пошел ну просто кипяток, из-за чего вы нечаянно обожгли ребенка. Серьезного ожога, к счастью, не было, вы не придали случившемуся значения, а у крохи на подсознательном уровне отложилось: вода – это опасность!

А если вы приезжаете с ребенком на море первый раз и он находится в напряжении из-за новой, непонятной обстановки, не поступайте, как многие родители: не тащите чадо в воду принудительно, пусть даже на руках. Не надо его окунать, поднимать на руках над водой, обрызгивать – не надо этого делать. Идеальный вариант – не акцентировать внимание ребенка на большой воде. Пришли на пляж, комфортно расположились, отдыхаем и спокойно рассказываем сыну или дочке, что вокруг: «Это песок. Это пальмы. Это море. Сегодня оно тихое, без волн». Пусть чадо смотрит, наблюдает, впитывает новые впечатления и сведения. Не толкайте его в воду, не говорите: «Пойдем в море!», не накручивайте себя, что раз ребенок приехал в теплые края, то ему обязательно надо искупаться, а то и научиться плавать. Пока он должен просто наблюдать за вами: мама сходила искупалась, пока папа с крохой сидел, потом предложила папе – не папе и ребенку! – сходить поплавать, а когда папа вышел из моря, тоже довольный, всей семьей стали строить песочный замок или играть с малышом в его игрушки.

Наблюдайте и вы за ребенком: он сам подойдет к воде, когда будет готов. При этом не пугайте его окриками: «Ой, осторожно, малыш, осторожно!» Конечно, выберите для первого семейного отдыха на море подходящий, безопасный пляж с мелководьем. Кроха подойдет, потрогает воду, отойдет, возьмет с собой игрушку, прогуляется вдоль береговой линии – пусть исследует под вашим присмотром. Не хватайте его с уговорами «Какая теплая водичка!», поддерживайте прежнюю линию поведения: мама говорит, что пошла поплавать, потом папа идет купается. Чадо вы с собой не зовете и не делаете акцент, что сын или дочка должны обязательно побывать в большой воде, ждите, когда он или она попросятся сами. Принуждением, окриками, уговорами родители добиваются обратного: ребенок укрепляется в убеждении, что вода – это страшно, а взрослые хотят его обмануть. Вы: «Ой, не бойся!» Он, бессознательно: «Так, а я должен бояться? Что-то тут не так, надо быть осторожнее».

Консультация для родителей «Поможем детям преодолеть страх перед водой»

Петренко
Консультация для родителей «Поможем детям преодолеть страх перед водой»

Поможем детям преодолеть страх перед водой.

Плавательные рефлексы, с которыми малыш появляется на свет, затухает уже к 3-му месяцу жизни. Если их не развивать, может случиться так, что из-за страха перед водой он никогда не научиться плавать.Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства организма, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка,но и на формирования его личности: оно развивает целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Тем не менее не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду и нырять. Главная опасность в воде – не действия в ней, а чувство страха перед глубиной. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Беспокойство взрослых за детей, не умеющих плавать,вполне обоснованно: ежегодная статистика несчастных случаев на воде достаточна высока. При этом большинство из них происходит из-за неумения плавать. Чтобы оградить ребенка от несчастных случая на воде, есть только один способ – научить малыша плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Понимая это, нельзя принимать решение немедленно приступать к занятиям плаванием. «И малышу польза, и нам спокойнее»,- резонно заключаем мы, взрослые, чувствуя в себе неожиданный прилив сил. Но, решительно взявшись за дело, вдруг обнаруживаем, что ребенок отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва. Почему? Он боится воды!

Читайте также:
Симптомы признаки и лечение гайморита у подростков

Чтобы понять, с чего начинать работу, надо разобраться в причинах возникновения страха перед водой. По мнению психолога В. Шебанова, «чувство страха – это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения».

Обычно страх возникает, если у человека существует биологическая предрасположенность, а пусковым механизмом для развития страха могут стать несколько обстоятельств.

Часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами детей. Например, педагоги и родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу ребенка в обучении плаванию. могут назвать его «трусишкой», посмеяться над ним, заставить его насильно что-либо выполнять и т. д.

Бывают случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении ребенок не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что вода попадает в рот, нос, уши. Вместо того чтобы поддержать малыша, объяснить, что неприятные ощущения пройдут, что он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая не ходить в бассейн остаться в группе. И так происходит многократно. В результате, когда у ребенка появится желание пойти на занятие, он увидит, что его сверстники уже выполняют сложные, по его мнению, упражнения, и у него закрепляется еще больший страх перед водой.

Тревожность взрослых, их занятость попадают на благодатную почву – страх и неуверенность перед водой будут преследовать ребенка все жизнь.

«Чаще всего страх перед водой возникает у детей после пяти лет», – пишет Н. Н. Кардамонова в своей книге «Плавание: лечение и спорт» (2001 г.). так что начинать обучение плаванию лучше раньше этого времени.Позднее оно пойдет тяжелее: ребенку придется преодолевать свой страх перед водой.

Для успешного подхода к решению проблемы можно выделить несколько основных правил.

Для мнительных, тревожных детей нужно создать атмосферу спокойствия и терпимости. Быть с ними по возможности выдержанными, стараясь вызвать доверительные отношения. Такому ребенку нужно, чтобы в детском саду был кто-то, кому он мог бы доверять. Важно поведение инструктора и воспитателей групп; их психологическое состояние порой оказывает на детей достаточно сильное воздействие.

Будьте терпеливы! Пусть все идет своим чередом. Если у ребенка достаточно времени для игр в воде, его страх постепенно уменьшится. Такова жизненная закономерность. Ребенок, который боялся заходить в воду по щиколотку, в поиске красивых камешек и ракушек не заметит, как зайдет в нее по колено. В какой-то момент он сядет в воде, чтобы взбить ножками фонтан, или зайдет по пояс, играя с друзьями в догонялки.

Надо запомнить простую истину: кто-то боится воды меньше, кто-то больше, поэтому не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые ведут себя смелее. Помните, каждый малыш – индивидуальность, а значит, не такой, как все! Он в чем-то лучше, а в чем-то хуже других. Не пророчьте ребенку будущее труса. Не раздражайтесь сами и не стыдите его. Так вы только заставите его почувствовать свою ущербность и неполноценность. Он может внушить себе, что неумение плавать и боязнь воды – его личные изъяны, а не проходящее состояние. Поддерживайте ребенка, скажите ему, что многие люди побаивались воды. И это нормально. Действительно, страшно впервые не найти дно под ногами и погрузиться в воду с головой. Но страх можно преодолеть. Ведь у многих это получилось, хотя, конечно им пришлось потрудиться.

Выразите свою уверенность в том, что ребенок сможет добиться успеха. При этом не называйте конкретного срока. Более того, подчеркните, что это может произойти в любое время. Раньше или позже – не имеет значения. Главное – результат.

Консультация для родителей «Игры перед сном» Цель: Повысить информационный уровень родителей. Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию очередной материал из цикла семейная гостиная.

Консультация для родителей и педагогов «Поможем вместе запомнить ребенку свой домашний адрес» На сегодняшний день мы много говорим о безопасности ребенка. О формировании навыков личной безопасности. Одним из моментов личной безопасности.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Летние игры с водой для детей младшего возраста» Уважаемые родители! С наступлением летних, жарких дней, дети всё большее количество времени проводят на улице, в саду, в огороде, на природе.

Консультация для родителей «Поможем птицам зимой» Зима – суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, потому что у них вырастает подпушек под.

Консультация для родителей «Поможем зимой нашим крылатым друзьям!» Зима вступает в свои права и для птиц начинается очень трудный период. Наша помощь может спасти многих птиц от гибели. Много ли корма находят.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома» Игры с водой относятся к наиболее любимым забавам малышей. Они доставляют удовольствие детям, улучшают настроение, регулируют мышечный тонус,.

Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Улыбнусь – непроворная, жесткая, Не в улыбку улыбка моя, Пошутить захочу – шутка плоская: Покраснею мучительно я! Николай Некрасов Цель:.

Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: