Проверка слуха у детей

Проверка слуха у детей и подростков, методы диагностики

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.

Почему важно проверять слух у ребенка

В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:

  • мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
  • неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
  • нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
  • близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
  • ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
  • инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.

У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.

Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.

Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.

Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.

Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие – к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.

Современные методы проверки слуха у детей

Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.

В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.

На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:

  • анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
  • визуальный осмотр ребенка;
  • методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
  • методы поведенческой аудиометрии.

Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.

КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга (Подробнее о строении органа слуха). Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.

Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.

Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.

Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:

  • безусловно-рефлекторную аудиометрию;
  • условно-рефлекторную аудиометрию;
  • игровую аудиометрию;
  • детскую игровую аудиометрию.

Как проверить слух у ребенка

Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.

На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:

  • новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
  • ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
  • ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
  • малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
  • ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
  • дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
  • ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
  • школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.
Читайте также:
Кифоз: берут ли в армию с таким заболеванием

Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую. Исследование проводят последовательно – от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха. Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.

При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.

Новокрещеных Марина Валерьевна

Специалист по слуху в г. Ачинск. Более 1000 подобранных и настроенных слуховых аппаратов.

Проверка нарушений слуха при ЗПР и подозрении на аутизм

Нарушение слуха и задержка психо-речевого развития очень тесно связаны между собой. Особенно это касается детей с аутизмом, поэтому исследование слуха в раннем возрасте играет важную роль в диагностике и лечении ЗПР. Аутизм как правило сопровождается аномалиями в общении, отсутствием речи или задержкой в ее развитии. Такие дети ведут себя довольно возбужденно, сопровождая движения частой, хаотичной бессвязной речью.

Когда врач подозревает у ребенка аутизм, то в первую очередь назначает обследование слуха с целью выявить нарушения. Некоторые дети именно из-за нарушений слуха могут вести себя странно. Ребенок с нормальным психическим развитием, но небольшой задержкой речи, старается компенсировать этот недостаток жестикуляцией или раздражением если взрослые его не понимают.

Аутист никак не проявляет реакцию, потому что находится в замкнутом мире, ему нет необходимости общаться с помощью речи. Так считают специалисты, которые обследуют детей с этим нарушением.

Кто может направить на проверку слуха

Обычно на исследование слуха у детей с подозрением на аутизм направляет невролог. Не все врачи считают необходимым проверить полный анамнез ребенка, уточнить про аудиологический скрининг после родов. Это довольно грубая ошибка со стороны специалиста. Дело в том, что принимая только лишь одну тугоухость за причину задержки речевого развития родители и врачи упускают из виду другие более серьезные нарушения.

Как показывает практика, родители детей у которых есть аутизм об этом знают или догадываются, но до последнего скептически к этому относятся. Они не связывают нарушение развития речи с аутизмом.

Однозначно детей с задержкой психо-речевого развития и аутизмом нужно направлять на аудиологическое исследование, но не только это важно. Зачастую родители ошибочно считают, что для задержки речевого развития достаточно, чтобы у ребенка была тугоухость первой степени. Врачи считают это неверным утверждением. Доказано, что даже при выраженной второй стадии вполне возможно формирование речи, с некоторыми трудностями, но это факт.

Как проверяют слух у детей с подозрением на аутизм

Стоит сказать, что проверять слух у детей с нарушениями психо-речевого развития не так просто. Среди методов, которые могут достоверно продемонстрировать результат, можно найти несколько процедур, позволяющих оценить состояние слуха маленького пациента.

Первый метод – пороговая тональная аудиометрия. На ребенка надевают наушники и когда подается звуковой сигнал он должен нажать кнопку на пульте. Необходимо отметить, что даже для детей с отсутствием отклонений это не всегда удается сделать правильно. Для аутистов это практически невыполнимая процедура. Усадить в кресло, а тем более заставить выполнять инструкции такого ребенка практически невозможно, поэтому эту методику мы не используем.

Второй метод – КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы). Довольно кропотливая работа для врача, который обследует малыша с отклонениями. Процедура проводится в состоянии сна, при этом регистрируются активность нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук.

К сожалению, во многих случаях это не представляется возможным исполнить с ребенком, у которого подозрение на аутизм. Такие дети не дают осмотреть себя и уже тем более прикрепить датчики к голове.

Третий метод – регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ), который может быть полезен для диагностики слуха у детей с нарушением психо-речевого развития и аутизмом. Специальный датчик помещается в ухо пациента на несколько десятков секунд и если есть ответный сигнал, то врач может предположить о нарушении слуха либо отсутствии патологий.

Читайте также:
Уход за лежачим больным дома

Однако все так легко на первый взгляд. Дети с подозрением на аутизм не спешат давать себя обследовать, всячески пытаются вырваться из рук родителей и врача. Большой удачей можно считать момент, когда удается вставить датчик в ухо. Если повезет, и ребенок чудом уснет, тогда процедуру можно провести успешно. В противном случае помогут только мультфильмы, телефон в руках или отвлекающие маневры.

Лучшим вариантом в этом случае будет вызов врача на дом. В нашей клинике Extend имеется высокоточное оборудование, которые позволит снизить стресс при исследовании слуха для ребенка и родителей. Вся процедура проходит в дружественной для малыша обстановке у него дома и не занимает много времени.

Как часто встречаются сочетание снижения слуха и аутизма

В практике встречаются случаи, когда ребенок страдает психическими заболеваниями и тугоухостью, но таких случаев совсем немного. Обычно, если ребенок сопротивляется обследованию, то слух у него может быть вполне нормальным, однако это не отменяет важности процедуры проверки слуха.

Можно привести несколько ярких примеров, которые наглядно показывают связь задержки психо-речевого развития и нарушения слуха. Один из случаев, когда 6-ти летний мальчик с ЗПР не был обследован на нарушение слуха, а родители не могли найти причину патологии. Как оказалось, он страдал сенсоневральной тугоухостью 3 степени, хоть и отвечал на вопросы врача, но это было невнятное бормотание. Родители лечили изначально не то заболевание, а нужно было начать с проверки слуха.

По наблюдениям специалистов, дети с нормальным развитием обычно идут на контакт с врачом и дают провести процедуру по проверке слуха. Меленькие пациенты, которые страдают различной степенью тугоухости позволяют проводить манипуляции, им это интересно. Это относится к детям старше одного года.

Выводом является один неоспоримый факт: если родители наблюдают у ребенка задержку психо-речевого развития, следует начинать как можно раньше с проверки слуха у такого ребенка, а уже затем идти к неврологам и психиатрам.

Статья имеет ознакомительный характер, самолечение не приемлемо. Обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь

Автор: Редакция Мастерслух

По данным Минздрава, в России на 1000 новорожденных приходится один слабослышащий ребенок. В 2017 году нарушения слуха были выявлены у более чем 1,3 млн детей, и эта цифра растет.

Устойчивые снижения слуха приводят к критическим нарушениям психоречевого развития, вплоть до полного отсутствия речи с нарушениями интеллекта. Они плохо влияют на психоэмоциональное развитие ребенка, если проблема вовремя не диагностирована и не устранена. Нарушения, выявленные и устраненные до 6-месячного возраста, дают отличные шансы на то, что особенность практически не повлияет на развитие ребенка. Но именно в младенчестве проблему заметить сложнее всего.

Как понять, что у ребенка нарушение слуха

В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.

Регистрацию ОАЭ выполняют с помощью специального прибора в течение нескольких минут. Процедура безболезненная и безопасная.

Положительный результат скрининга

Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).

Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:

  • Недоношенные и переношенные дети.
  • Низкая масса тела при рождении.
  • Внутричерепные родовые травмы.
  • Асфиксия, гипоксические поражения ЦНС.
  • Выраженный токсикоз у матери во время беременности.
  • Введение новорожденному или младенцу ототоксических (негативно влияющих на состояние слухового аппарата) лекарств.
  • Наследственный фактор (тугоухость у кровных родственников).

Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.

В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.

Младенец прислушивается к лепету другого ребенка, который слышит из динамика телефона. Источник: YouTube

В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.

Гуление и лепет – звуки, которые издают младенцы. Первый похож на «а-а-а», «у-а», «а-э-э». Второй похож на «ба-ба-та», «та-та-та», «да-ба-ба».

К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.

Читайте также:
Язва прямой кишки: симптомы и лечение

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Что будет делать врач

Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение. Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация.

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.

Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.

Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии

Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.

Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога

Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.

На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.

Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки

Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.

Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушений восприятия звука в результате поражения структур внутреннего уха или слуховых анализаторов головного мозга.

Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура

Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.

Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.

Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.

Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента

Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.

Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Помните, чем раньше выявлена проблема, тем проще устранить ее влияние на развитие ребенка. В идеале нарушения слуха должны выявлять в первые месяцы жизни. В этом случае правильное лечение предупреждает негативное влияние тугоухости на развитие малыша.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Читайте также:
Можно ли жить с синдромом Аспергера?

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.

Для профилактики кондуктивных нарушений слуха в результате инфекционных заболеваний важно вакцинировать ребенка согласно национальному календарю прививок.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

Что такое слухоречевая реабилитация

Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.

В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:

  • Отоларинголог следит, чтобы в послеоперационном периоде не было осложнений.
  • Аудиолог настраивает процессор кохлеарного имплантата.
  • Сурдолог оценивает эффективность имплантации.
  • Сурдопедагоги учат ребенка реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
  • Психолог создает условия, в которых ребенок адаптируется к новым ситуациям и вызовам.
  • Психиатр при необходимости корректирует дефекты психоэмоционального развития пациента.

После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.

Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше

Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы. Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг. Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Почему технологии и их стоимость действительно имеют значение

Слухопротезирование – восстановление слуха при помощи усиливающих устройств. Но каково это – носить слуховые аппараты, на что стоит обратить внимание разбиралась наш сурдопедагог Васильева Наталья Дмитриевна. Читать далее →

«Доктор Ушки» совсем не страшный. Как сделать, чтобы ребенок не боялся на приеме

Советы психолога. Спойлер: не бояться самим, искренне настраивать малыша на позитив. Читать далее →

Семь раз отмерь, один услышь

Почему подбор слуховых аппаратов (особенно первый) длится долго и предполагает проведение большого числа тестов, рассказывает врач сурдолог-оториноларинголог, кандидат медицинский наук и советник по медицинским вопросам сети медцентров «МастерСлух» Ирина Гребенюк. Читать далее →

Диагностика слуха

Почему важно как можно раньше узнать о нарушениях слуха у вашего ребенка?

Выраженные нарушения слуха являются причиной затруднения адаптации пациента с тугоухостью в обществе. Это происходит, прежде всего, вследствие ограничения общения с окружающими, а также дезориентации в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Принято считать, что около 10–15% населения страдает врожденными либо приобретенными нарушениями слуха, требующими коррекции средствами реабилитации слуха (слуховые аппараты, системы КИ).

Выявлению тугоухости у детей раннего возраста в настоящее время уделяют большое внимание и считают одной из наиболее актуальных задач современной оториноларингологии. У пациентов данной возрастной группы диагностика нарушений слуха особенно важна с точки зрения социальной адаптации. Сенсоневральная (старое название «нейросенсорная») тугоухость с высокими порогами слуха наиболее грозный вид тугоухости в отношении интеграции ребёнка в речевую среду. В норме становление речи начинается уже в первый год жизни ребенка, что является основополагающим моментом в развитии психики и интеллекта. В связи с этим, объективные (т.е. не зависящие от участия пациента в процедуре тестирования) методы оценки слуха являются основным, а зачастую единственным, критерием для определения дальнейших лечебных и реабилитационных мероприятий.

Диагностика слуха у новорожденных. Аудиологический неонатальный скрининг. Что это такое?

Отличительной особенностью данной скрининговой системы являются ранние сроки выявления детей с нарушениями слуха, и, соответственно, ранние сроки начала проведения лечебных и реабилитационных мероприятий среди слабослышащих и глухих детей.

Как правило, скрининговые обследования ориентированы на раннее выявление, в случае, если доказано, что выявление данного состояния или заболевания на ранних стадиях будет способствовать более эффективному лечению. Применительно к раннему выявлению нарушений слуха у новорожденных и детей первого года жизни это означает, что своевременная реабилитация слуха у таких детей будет способствовать сокращению доли лиц со стойким ограничением слуховой функции, когда за счет ее компенсации достигается практически полная социальная реабилитация таких детей, исключающая необходимость их содержания и обучения в специализированных учреждениях и предоставляющая им возможность стать полноценными членами общества.

Читайте также:
Что надо знать об урографии почек и подготовке к ней


Рис. 1. Структура двухэтапной программы аудиологического неонатального скрининга.

Расширенная диагностика слуха. Как выявляют нарушения слуха у малышей?

Наиболее распространённой группой объективных методов диагностики слуха считают методики регистрации слуховых вызванных потенциалов (СВП) мозга. В настоящее время клиническое применение получил целый ряд разновидностей регистрации СВП, а именно: электрокохлеография (ЭКоГ), регистрация коротколатентных или стволомозговых слуховых вызванных потенциалов (КСВП), среднелатентных СВП, длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов (ДСВП) и регистрация слухового ответа на постоянные тоны – Auditory Steady State Response — ASSR (в ряде источников данную методику называют регистрацией стационарных ответов мозга). Каждая методика имеет свои преимущества и недостатки, что определяет выбор конкретного теста врачом – аудиологом (сурдологом – оториноларингологом).

Из перечисленных выше исследований наибольшее распространение получил метод регистрации КСВП для объективной оценки уровня слуха. Классическая методика предполагает использование акустических щелчков в качестве предъявляемого стимула.

Однако эта методика регистрации КСВП не всегда информативна по отношению к больным с высокими порогами слуха. В первую очередь это связано с тем, что максимальный уровень предъявляемого стимула при использовании акустических щелчков не превышает 100 – 105 дБ нПс (dB nHL), в зависимости от используемой аппаратуры. Во-вторых, нельзя не принимать во внимание различия между значениями порогов слуха зарегистрированных по данным КСВП и порогами слуха, полученными по данным тональной пороговой (поведенческой) аудиометрии. В-третьих, широкий частотный спектр такого стимула ограничивает оценочную возможность метода, а именно, энергия акустического щелчка содержит физические характеристики частотного диапазона улитки в интервале от 1 до 4 кГц, что снижает качество настройки слухового аппарата.

Получить данные о т.н. частотно-специфических порогах звуковосприятия позволяет тест регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон – Auditory Steady – State Response (ASSR).

Вызванный слуховой ответ (ASSR) – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы для частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустический щелчок или тональная посылка.

Такие модулированные тоны, использующиеся для регистрации вызванных ответов по своим физическим характеристикам подобны трелевым тонам, используемым в обычной аудиометрии. Кроме того, система способна предъявлять стимулы интенсивностью свыше 100 дБ (до 130 дБ) нПс (dB nHL). Эта особенность метода позволяет проводить тестирование по всем аудиометрическим частотам и получать вызванный ответ на стимул схожий по своим физическим характеристикам с теми стимулами, которые генерирует тональный аудиометр (Рис. 2).


Рис. 2. Автоматическая интерпретация данных ASSR — теста – построение ориентировочной аудиограммы.
На основе современной технологии регистрации и компьютерной обработки вызванного слухового ответа мозга на постоянные акустические стимулы (ASSR) предоставляется возможность производить объективную оценку состояния звуковоспринимающего аппарата по всем частотам речевого диапазона, в том числе у больных сенсоневральной тугоухостью с порогами слуха, превышающими 90 – 100 дБ. На основании полученных данных расширяются возможности подбора и первичной настройки слуховых аппаратов, в том числе и у детей раннего возраста. Кроме того, появляется дополнительная информация для выбора уха при кохлеарной имплантации за счет данных о сохранности отдельных частотных зон улитки.

Как готовить ребенка к исследованию слуха?

У детей до 6 лет для оценки слуховой функции наиболее информативны объектиные тесты, результат которых не зависит от ответов ребенка. Наиболее сложными являются тесты регистрации слуховых потенциалов мозга, которые проаодят в состоянии сна. Для того, чтобы исследование получилось в полном объеме, необходимо, чтобы продолжительность сна составляла не менее часа. С этой целью время проведения исследования необходимо планировать с учетом времени традиционного, например дневного, сна ребенка. Накануне исследования ребенка лучше уложить спать как можно позже и пораньше разбудить в день исследования.

Как исследовать слух, если ребенок не спит?

Если усыпить ребенка не представляется возможным, проводят исследование слуха в состоянии медикаментозного сна. Такая методика востребована у детей с тяжелыми неврологическими нарушениями и другими состояниями сопровождаемыми нарушениями сна.

Для диагностики слуха под наркозом необходимо пройти предварительное обследование в нашем Центре и затем, в тот же день провести исследование слуха.

Внимание! Решение вопроса о проведении исследования слуха в состоянии медикаментозного сна принимается только врачом СУРДОЛОГОМ после осмотра ребенка и консультации!

Исследование слуха у детей старше 6 лет

Традиционный тест исследования слуха, тональную аудиометрию проводят детям от 6 лет. Данный метод исследования является субъективным, т.е. результат зависит от заинтересованности ребенка проходить тестирование.

Читайте также:
Яичный желток для безупречных локонов

Проверка слуха у новорожденных

Проверка слуха у новорожденных – способ выявления патологий в развитии слухового анализатора. Аудиометрические тесты позволяют оценить качество восприятия звуковых сигналов звукопроводящей и звуковоспринимающей системой органа слуха у детей грудного возраста. Раннее диагностирование патологий в развитии новорожденного увеличивает шансы на устранение проблем со слухом и восстановление нормальной пороговой чувствительности слуховых рецепторов.

Содержание статьи

Аудиометрия является одним из самых достоверных способов определения слуховой дисфункции в раннем возрасте. По результатам тестирования сурдолог может определить, в каком из отделов слухового анализатора произошли патологические изменения. Точная постановка диагноза влияет на выбор схемы лечения и вероятность достижения желаемых терапевтических результатов.

Цель аудиометрии

Первая проверка слуха у новорожденных в роддоме позволяет определить наличие врожденных патологий у ребенка. Несвоевременное обнаружение и лечение слуховой дисфункции чревато развитием стойкой тугоухости и задержками в речевом развитии. В медицинской практике зарегистрированы случаи, когда детям ставили диагноз «слабоумие» только по причине развития слуховой дисфункции. Врачебные ошибки в большинстве случаев были связаны с несвоевременным диагностированием тугоухости, которые влияли на особенности развития ребенка.

Чтобы предотвратить полную потерю слуха и вовремя определить вид патологии, специалисты рекомендуют проводить аудиометрические исследования с новорожденными уже в первые месяцы жизни. Кроме того, педиатры рекомендуют время от времени проверять остроту слуха в домашних условиях, используя для этого специально разработанные методики, не требующие наличия специальной аппаратуры.

Первая проверка

Согласно статистическим данным, ушные патологии диагностируются примерно у 3-4 новорожденных из 1000 родившихся. Несвоевременное устранение нарушений в работе слухового анализатора ведет к развитию стойкой тугоухости и полной глухоты. Слуховая дисфункция у детей грудного возраста может возникать еще до рождения (пренатально), во время прохождения по родовому пути (перинально) или уже после появления на свет (постнатально).

Первичная аудиометрия проводится еще в роддоме через 4-7 дней после рождения ребенка. Скрининг уха – это стандартизированная процедура, в ходе которой можно объективно оценить остроту слуха и выявить детей с аудиологическими нарушениями. Как проверяют слух у новорожденного в роддоме?

Во время скрининга специалист проделывает следующее:

  • в ухо спящего ребенка вводится наконечник от аудиологического прибора;
  • с помощью аудиометра создается звуковой сигнал, попадающий в наружное ухо новорожденного посредством трубки;
  • прибор регистрирует остроту слуха по данным, полученным от электродов, регистрирующих всплески активности в определенных зонах головного мозга при обработке звуковых сигналов.

Важно! Нельзя проводить скрининг при заложенности носа, поскольку это может отразиться на результатах тестирования.

Показания

При отсутствии патологий на раннем этапе развития ребенка аудиометрию следует проводить не реже 1 раза в несколько месяцев. Врожденная тугоухость, обусловленная генетической предрасположенностью, может проявиться не сразу, а много времени спустя. Несвоевременное обнаружение слуховой дисфункции может привести к необратимой частичной или полной потере слуха.

Перед тем, как проверить слух у грудничка, следует учесть следующие показания к проведению процедуры:

  • развитие гидроцефалии;
  • недоношенность;
  • развитие гнойного отита;
  • родовые травмы головы;
  • перенесение желтухи после рождения;
  • наличие нейросенсорной тугоухости у родителей;
  • инфекционное поражение верхних дыхательных путей.

Наличие некоторых из вышеперечисленных патологий являются прямыми показаниями для проведения аудиометрического обследования у ребенка не реже 1 раза в 6 месяцев.

Важно! Если ребенок в возрасте от 3 месяцев не реагирует на громкие звуки, это может свидетельствовать о развитии ушной патологии.

Рефлекс Моро

Рефлекс Моро – один из самых простых способов определения слуховой восприимчивости у новорожденных. Тест не дает представлений о пороговой слышимости и чувствительности слуховых рецепторов, однако исключает вероятность развития тугоухости 3 и 4 степени. Как проверить слух у новорожденного?

  • положите новорожденного на ровную поверхность;
  • распрямите ноги и руки ребенка;
  • на расстоянии 20 см от одного уха резко хлопнете в ладоши;
  • аналогичным образом проверьте восприимчивость второго уха.

При восприятии резкого звука ребенок, как правило, растопыривает пальцы, размахивает руками или плачет. Подобная реакция сигнализирует об испуге и попытке организма защититься от возможной угрозы. Отсутствие реакции на хлопки возле головы свидетельствует о наличии слуховой дисфункции. Она может быть обусловлена патологиями в звукопроводящей (среднее и наружное ухо) или звуковоспринимающей (внутреннее ухо, слуховой нерв, рецепторы) системе слухового анализатора.

Методика И. В. Калмыковой

Для определения степени восприимчивости слухового анализатора потребуется несколько предметов, создающих звуковые сигналы различной интенсивности. В качестве источников звука можно использовать пластиковые банки, заполненные на 1/3 крупами. По методике И.В. Калмыковой в качестве источников звука целесообразнее использовать банки с такими наполнителями, как:

  • манка;
  • гречка;
  • горох.

Банка с манкой создает самый тихий по интенсивности звук, с гречкой – более громкий, а с горохом – самый громкий.

Как проверить слух у новорожденного в домашних условиях? Для проведения простого аудиометрического исследования нужно проделать следующее:

  1. один человек должен отвлекать внимание новорожденного на себя, держа в руках яркую игрушку;
  2. второй человек на расстоянии 10 см от ушной раковины ребенка создает звуковые сигналы с помощью банок с различными наполнителями;
  3. слуховую чувствительность проверяют для правого и левого уха;
  4. создавать звуковые сигналы желательно с интервалом в 30-40 секунд.
Читайте также:
УЗИ ОБП: какие органы проверяют?

Во время проведения теста желательно обеспечить возрастающую интенсивность звуковых сигналов. Сначала используют банку с манкой, потом – с гречкой и в последнюю очередь – с горохом. В противном случае ребенок отреагирует только на первый звук высокой интенсивности.

По утверждению педиатров, дети в возрасте до 6 месяцев реагируют только на звуки, интенсивность которых составляет минимум 60-70 дБ. Дети постарше должны одинаково реагировать на шумы интенсивностью от 20 дБ.

При отсутствии нормальной реакции тест следует повторить через пару дней.

Если результаты проверки будут неудовлетворительными, лучше пройти обследование у отоларинголога.

Методы оценки состояния слуха у детей различного возраста

ЖУРНАЛ “ПРАКТИКА ПЕДИАТРА”

Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; сентябрь-октябрь; 2018; стр. 10-15.

И.В. Рахманова, д.м.н., профессор, А.Г. Матроскин.,
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ», г. Москва

Ключевые слова: дети, исследование слуха, тугоухость
Keywords: children, hearing research, deafness

Значение слуха очень важно в нашей жизни. Благодаря ему развивается речь, ставшая неотъемлемой частью нашей повседневности. Способность человека говорить и слышать речь позволяет человечеству обмениваться информацией, тем самым расширяя возможность научного познания.

В детском возрасте наличие нормальной слуховой функции важно еще в большей степени, чем у взрослого, в связи с активным формированием вторичной сигнальной системы – речи. Благодаря ей происходит нормальная социальная адаптация ребенка, а также формирование его когнитивных навыков, адекватного психо-эмоционального и психо-речевого развития [1, 2].

Эпидемиологические исследования, проводимые в России в последние 10 лет, свидетельствуют о том, что более 1 млн детей и подростков страдают различными нарушениями слуховой функции, при этом каждый 2-3-й ребенок из 1000 вновь рожденных уже имеют тугоухость той или иной степени или же она развивается на 1-2-м году жизни, т. е. до развития речи в период ее становления [3].

К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся [4]:

1) неблагоприятное течение беременности (врожденная тугоухость и глухота): токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестозы, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью ототоксических антибиотиков, алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
2) патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные роды; наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другая патология, приводящая к асфиксии или внутриутробной травме плода;
3) патология раннего неонатального периода: гипербилирубинемия (свыше 200 мкмоль/л), связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития;
4) факторы риска раннего возраста: сепсис, лихорадочные заболевания после родов, вирусные инфекции (скарлатина, ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, скарлатина, грипп), менингоэнцефалит, болезни ЛОРорганов, применение ототоксических антибиотиков, черепно-мозговые травмы;
5) наследственная патология: у 35-50% новорожденных тугоухость и глухота имеют наследственное происхождение, причем у 1/3 из них носят синдромальный характер, т. е. сочетаются с другими аномалиями.

В связи с вышеперечисленным очевидна актуальность ранней диагностики слуховых расстройств в детском возрасте с целью их дальнейшей адекватной реабилитации, способствующей нормальному формированию высших корковых функций, в том числе второй сигнальной системы, следовательно, речи.

В настоящее время исследование слуховой функции у детей различных возрастных групп имеет свои особенности. Это касается как объёма применяемых методов, так и особенностей их проведения, а также интерпретации полученных результатов.

В настоящее время все методы исследования слуха у детей можно распределить на субъективные, основанные на речевом отчете ребенка («что и как он слышит») и объективные, связанные с регистрацией различных рефлекторных или электрофизиологических реакций организма, возникающих в ответ на звуковую стимуляцию.

К первой группе относятся такие методы, как: регистрация безусловных ориентировочных рефлекторных реакций, исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи, тональная пороговая аудиометрия, камертональное обследование слуха, а ко второй – тимпанометрия (акустическая импедансометрия), вызванная отоакустическая эмиссия (ВОАЭ), регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Субъективные методы исследования слуховой функции.
Исследование слуха с помощью безусловного ориентировочного рефлекса выполняется в основном у детей до 1 года. Для этого применяют различные звучащие игрушки, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки одной частоты. При этом фиксируют различные реакции ребёнка, такие как безусловно-ориентировочный рефлекс МОРО – обнимающие движения рук; изменения дыхания, пульса, зрачковый рефлекс, вздрагивание, мигание век; замирания или «застывания» ребенка; повороты головы или глаз в сторону источника звука или от него и др.

Исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи должно проводиться у детей начиная с 5-летнего возраста в относительно звукоизолированном помещении, длина которого не менее 6 м. Оно основано на способности человека с нормальным слухом в условиях тишины воспринимать шепотную речь на расстоянии 6-20 м, а разговорную – 60-100 м.

Читайте также:
Выбираем эндопротез для тазобедренного сустава

Количественная оценка результатов исследования слуховой функции речью сводится к определению того максимального расстояния, выраженного в метрах, с которого обследуемый ребенок слышит шепотную или разговорную речь. Точность и правильность выполнения данного исследования зависит от запаса слов, возраста ребенка и понимания им методики обследования.

Слова, используемые для проверки слуховой функции у ребенка шепотом и речью, должны быть простыми для понимания.

При нарушении звукопроведения разница между восприятием шепота и разговорной речи невелика, а при нарушении – она очень значительна.

Слуховую функцию у детей старше 7 лет можно исследовать с помощью набора камертонов.

В основу этого исследования положены особенности проведения звука по воздуху и по кости. Оценка результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в секундах), в течение которого максимально раздражённый камертон воспринимается обследуемым через воздух и кость.

Тональная пороговая аудиометрия – это основной метод исследования слуха у детей старше 7 лет.

Принцип этого обследования заключается в определении самой минимальной (пороговой) интенсивности звука, выраженной в децибелах (дБ), при которой звук воспринимается в виде слухового ощущения.

Для исследования применяется прибор аудиометр.

Аудиометрию следует проводить в специальной звукозаглушённой камере, предназначенной для исследования слуха у детей. Проводимое обследование начинают с лучше слышащего уха, в то время как противоположное ухо необходимо заглушить (маскировка) с помощью специального белого шума.

Полученные результаты записываются в виде аудиограммы на специальный бланк в виде графика-аудиограммы.

Аудиограмма – это характеристика зависимости остроты слуха от интенсивности звука и его частоты (рис. 1).

Рис. 1. Вид нормальной аудиограммы

Еще одним методом исследования является игровая аудиометрия. Обследование слуховой функции этим методом проводится у детей с 4-летнего возраста.

Суть метода заключается в том, что после подачи ребёнку тонального сигнала ребенок должен нажать кнопку ответа. У маленьких детей предварительно вырабатывается условный рефлекс на звук, для этого привлекаются один из родителей или медсестра. Легче достигнуть эффекта, если менять картинки, чтобы не было угасания у ребёнка интереса.

Объективные методы исследования слуховой функции.

Тимпанометрия – это метод исследования слуховой функции, позволяющий оценить состояние среднего уха и выявить такие заболевания, как экссудативный средний отит и тубоотит, которые в свою очередь могут приводить к снижению слуха у детей любого возраста.

При этом обследовании автоматически записывается кривая, тимпанограмма, отражающая нормальность подвижности барабанной перепонки и слуховых косточек, а также работу слуховой трубы.

Оценка тимпанограмм осуществляется по классификации Дж. Джергера, Лейдона (1970), которая основана на представлении различных кривых в виде латинских букв А, В, С, D и др.

Так тип «А» (рис. 2) – графическое изображение, отображающее состояние среднего уха у человека в норме, т. е. когда давление внутри среднего уха и атмосферное одинаково.

Рис. 2. Типы тимпанограмм по Джергеру и Лейдену (1970)

Тип «В» наблюдается при повышении давления внутри барабанной полости чаще всего из-за жидкости. При этом график уплощен с отсутствующим пиком – прямая линия (рис. 2).

Тип «С» образуется при формировании отрицательного давления внутри барабанной полости и втяжении барабанной перепонки. Чаще возникает при блоке или дисфункции слуховой трубы. При этом варианте тимпанограммы графическое изображение кривой имеет пик, как и при тимпанограмме тип «А», но смещенный влево (см. рис. 2). Также имеются другие кривые, встречающиеся реже [5].

Еще одним исследованием слуховой функции у детей является метод вызванной отоакустической эмиссии, который в настоящее время является основным аудиологическим обследованием у новорождённых детей в роддоме.

Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ наружных волосковых клеток улитки при воздействии звукового раздражителя, что является отражением их нормального функционирования. Существуют 2 метода исследования:

  • отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения – это акустическая энергия, регистрируемая в наружном слуховом проходе в ответ на стимуляцию двумя тонами (см. рис. а).
  • задержанная вызванная отоакустическая эмиссия представляет сигнал, возникающий на 8-12 мс, после включения стимуляции, и продолжающийся 10-30 мс (см. рис. б) [5, 6].

Рис. 3. Вызванная отоакустическая эмиссия: а – на частоте продукта искажения, б – задержанная

При исследовании вырисовывается график ответа наружных волосковых клеток улитки при применении звуковой стимуляции. Важно отметить прямую зависимость регистрации отоакустической эмиссии от состояния среднего уха и чистоты наружного слухового прохода.

Исследование слуха методами слуховых вызванных потенциалов.

Эти современные методы обследования слуховой функции позволяют определить порог слуха у ребенка практически от 0 лет жизни.

Принцип всех этих исследований основан на регистрации вызванной электрической активности слуховой системы.

Наиболее часто применяемыми в настоящее время, методами обследования состояния слуха у детей являются определение слухового вызванного потенциала постоянного тона (ASSR) и регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).

Читайте также:
Можно ли жить с синдромом Аспергера?

У детей до 5 лет включительно компьютерная аудиометрия проводятся во время физиологического сна, а старше – в спокойном состоянии лежа на спине с закрытыми глазами.

После наклеивания электродов и подсоединения проводов аппарата, через специальные наушники подается звуковой раздражитель, в ответ на который в центральных отделах слухового анализатора появляется возбуждение (рис. 4).

Рис. 4. Вид обследуемого при выполнении исследования слуха методом вызванных слуховых потенциалов

Объективным порогом слуха при ASSR является та минимальная интенсивность звука, при которой регистрируется слуховой вызванный потенциал.

По окончании регистрации, после того как определены все минимальные пороги ответа головного мозга в ответ на звук, появляется аудиометрическая кривая (рис. 5).

Рис. 5. Аудиограмма ребенка первого года после исследования слуха методом компьютерной аудиометрии (ASSR)

Сущность метода КСВП такая же, как и при проведении ASSR, однако, в отличие от первого метода, второй позволяет более подробно проследить работу проводящих путей слухового анализатора от внутреннего уха и вплоть до четверохолмий продолговатого мозга (рис. 6). Оценка результатов проводится по более выраженному V пику КСВП (латентности) [4-6].

Рис. 6. Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы у ребенка 9 мес. (КСВП).
V – пятый пик

Все вышеперечисленные методы исследования слуховой функции направлены на выявление у детей различного возраста снижения слуховой функции, которое представлено двумя нозологическими видами: тугоухостью или глухотой.

Тугоухость – понижение слуха различной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к тугоухому, аппаратное слухопротезирование), а глухота – полное отсутствием слуха, при котором страдает разборчивость речи даже при применении слухового аппарата.

Тугоухость делится в зависимости от топики поражения на кондуктивную, сенсоневральную, смешанную.

Сенсоневральная тугоухость – возникает при поражении периферического (улитка) и/ или центральных отделов слухового анализатора (слуховой нерв, проводящие пути, продолговатый мозг, кора головного мозга) (рис. 8).

Рис. 8. Вид аудиограммы пациента с сенсоневральной тугоухостью

Смешанная тугоухость – возникает при комбинации поражений звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата (рис. 9).

Рис. 9. Аудиограмма пациента со смешанной тугоухостью

Кондуктивная тугоухость – возникает при поражении звукопроводящего аппарата, т. е. при поражении наружного или среднего уха (рис. 7).

Рис. 7. Вид аудиограммы пациента с кондуктивной тугоухостью

Для определения степени поражения слуховой функции в настоящее время пользуются международной классификацией тугоухости [5-8] на основе усредненных значений порогов звуковосприятия 500 Гц, 1, 2, 4, 6, 8 кГц.

Так, снижение порогов слуховой функции I степени соответствует – 26-40 дБ, II ст. – 4155 дБ, III ст. – 56-70 дБ, IV ст. – 71-90 дБ. Глухота ставится при порогах выше 91 дБ.

Достижения аудиологии последних десятилетий позволяют провести с достоверной долей вероятности исследование слуховой функции у детей любого возраста, что очень важно для ранней диагностики, лечения и их реабилитации при наличии различных форм снижения слуха.

Список литературы

1. Корсунский А.А. и др. Организация аудиологической помощи недоношенным детям различного гестационного возраста в условиях поликлинических отделений: Методические рекомендации. М., 2012.
2. Рахманова И.В., Зинкер Г.М. Организация специализированной аудиологической медицинской помощи и совместного медико-педагогического сопровождения недоношенных детей в условиях амбулаторно-поликлинической службы крупного стационара // Вопросы современной педиатрии. 2014. № 2. Т. 13. С. 117-188.
3. Савенко И.В., Бобошко М.Ю. Слуховая функция у детей, родившихся недоношенными // Вестник оториноларингологии 2015. Т. 80. № 6. С. 71.
4. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. М., 2005. Т. 1. С. 22-30.
5. Сапожников Я.М., Богомильский М.Р. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. М., 2001.
6. Таварткиладзе Г.А. Руководство по клинической аудиологии. М., 2013. С. 249-258.
7. Лопотко А.И. и др. Практическое руководство по сурдологии. СПб., 2008.
8. Лятковский Я.Б. Руководство по аудиологии и протезированию. М., 2009.

Проверка слуха у детей

Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол.

На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы.

Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения.

Читайте также:
Выбираем эндопротез для тазобедренного сустава

В возрасте 3,5 – 4 месяца малыши должны начать поворачивать голову в ту сторону, откуда слышится шум. Если у ребенка такой реакции не отмечается, родители начинают тревожиться и пытаются самостоятельно определить, слышит их малыш или нет? Самая простая проверка слуха у ребенка, к которой обычно прибегают все родители – это реакция на их голос или на звучание музыкальной игрушки.

Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку.

В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки.

У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени.

Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.

Таблица Л.Н. Неймана для оценки слуха ребенка дошкольного возраста речью

Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он:

– в возрасте 2-3 недели в состоянии бодрствования не вздрагивает от громких звуков и не “замирает”, слыша знакомый голос мамы или папы;
– в возрасте 1-3 месяца не поворачивает голову на голос матери;
– в возрасте 4 месяца не реагирует на звучания музыкальной игрушки, не поворачивает голову в сторону звука и не лепечет;
– в 1,5 – 6 месяцев во время бодрствования не начинает громко плакать или не открывает широко глаза на резкий звук падающего предмета или другой грохот;
– в 2-4 месяца не гулит:

– в 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей;
– в 6 месяцев не издает никаких звуков, постоянно молчит;
– в 8-10 месяцев не пытается произносить отдельные звуки;
– в 1 год не выполняет просьбы родителей;
– в 2 года не произносит слов и фраз.

Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача.

На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя.

– Вернуться в оглавление раздела “отоларингология”

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: