Развитие творческой деятельности у ребенка

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 15.07.2016

Статья просмотрена: 6011 раз

Библиографическое описание:

Аникина, А. П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста / А. П. Аникина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10892/ (дата обращения: 30.01.2022).

Emotions, creativity, aesthetic thinking, emotional sphere, emotional distress, personal development, education, education of emotionally expressive image, emotions, feelings, classes, senior preschool age.

In his article author gives concrete recommendations and identify conditions for teachers who have contributed to the development of abilities, emotional sphere of preschool children, the formation of the ability to choose and use the art materials in painting that would provide a holistic approach to this issue.

Article author demonstrates a serious approach to the problem, because this study helps the teacher understand what the child is in the process of developing creative activities not only thinking, imagination, creativity, but also recognizes the emotions of another person, and that the formation of «emotional intelligence». Understanding your emotional state, and the other person’s emotions contributes to the harmonious building emotional bonds with others, improve the quality of communication.

Keywords: emotions, creativity, aesthetic thinking, emotional sphere, emotional distress, personal development, education, education of emotionally expressive image, emotions, feelings, classes, senior preschool age.

Проблема формирования способностей у детей дошкольного возраста актуальна для педагогов и психологов не только непосредственно работающих с детьми, но и занимающихся теоретическим изучением особенностей развития детей дошкольного возраста и путей их коррекции. Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки и творчество — это то, что приносит радость ребёнку. Но это не только радость, положительные эмоции, эмоциональные переживания по поводу процесса деятельности его результата [Кэрролл, 1980, с. 21, с. 201–206]. Творчество способствует развитию всех психических процессов, а именно, мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Творчество развивает эмоциональную сферу ребёнка, укрепляет и развивает мелкую моторику руки, способствует воспитанию таких качеств, как усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, целеустремлённость. Поэтому так важно уделять больше внимания творческим занятиям с детьми, поощрять их, развивать фантазию и воображение дошкольников.

Изучением индивидуальных различий, особенностей формирования способностей детей занимались такие психологи, как Б. Г. Ананьев, Э. А. Голубева, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов. О связи творческой деятельности детей и их потребностей говорили В. С. Кузин, С. Л. Рубинштейн.

Творческая деятельность — это такая форма деятельности человека, при которой создаётся что-то новое, ранее не существовавшее. Проблемная ситуация является стимулом к творческой деятельности. Здесь раскрывается и гибкость мышления человека, и цельность восприятия, и умение самостоятельно поставить задачу, найти пути её решения нетрадиционным способом. Творческая деятельность тесно связана с развитием художественных способностей. Это способности к художественному творчеству в какой-либо сфере искусства. При оценке способностей к художественному творчеству мы обращаем внимание как на мировоззренческий план (как воплощается идея в работе), так и на технический аспект (как ребёнок выбирает адекватные средства выразительности). Художественные способности тесно связаны с творческой деятельностью. Умение ребёнка воплотить свой замысел в произведении зависит от степени развития у него художественных способностей. Итак, что же важно для развития данных способностей у дошкольника? Очень важным является создание среды, которая бы стимулировала разнообразную творческую активность. Также у ребёнка должна быть свобода в выборе деятельности. Если дошкольник может выбрать, чем им заниматься, то это позволит избежать усталости, переутомления, позволит долго сохранять интерес к творчеству [Блащук, Диссертация, 1985]. Роль взрослого в творческом процессе — помощь, подсказка, которая не вредит процессу творчества. В процессе развития творческих способностей ребёнка важна доброжелательная, комфортная обстановка, умение понять и принять даже самые необычные идеи ребёнка и помочь ему воплотить их в своих работах.

По мнению Рубинштейна, И. Я. Лернера, В. С. Кузина, если деятельность детей соотносится с их потребностями, происходит переживание ребёнком разной гаммы эмоций. Творческая практика удовлетворяет нужды малыша продуктивно заниматься и отражать приобретенные впечатления, познавать мир и овладевать новыми навыками и умениями. Результатом творческого процесса является не только продукт деятельности, но и эмоции, которые он вызывает у автора и зрителей. Во время, когда ребёнок «творит», он испытывает разный спектр эмоций. В выражении всего спектра эмоциональной полярности важную роль играют различные символы, широко используемые детьми всех возрастных групп (например: в картине «Портрет мамы», её плохое эмоциональное состояние, переживание, настроение было отражено не только в слезинках на лице, но и изображения на заднем фоне. Ребёнок сказал, что у мамы океан слёз.) Иногда явления окружающего мира, будь то ситуация, образ, связанное с ними переживание, находят отражение в деталях рисунка, аппликации, скульптуры на первый взгляд никак не связанных с реальностью, гипертрофируются до неузнаваемости. Например, может использоваться диспропорция (например: солдаты одной величины, а командир в два раза больше) [Денисова, 1974, с. 140].

Эмоционально реагируют дети и на изображение женских и мужских персонажей. При правильной половой идентификации процесс изображения женских персонажей у девочек и мужских у мальчиков проходит легче и имеет более успешные результаты, чем в обратном случае, когда мальчики рисуют женщин, а девочки мужчин. При изображении женских персонажей девочки любят использовать яркие цвета, украшения, красивую одежду, изображать аксессуары. Мальчики рисуют мужественных, сильных персонажей мужского пола. Их рисунки более лаконичны, содержат меньше дополнительных деталей.

В работе с дошкольниками важное значение имеет и уровень подготовки воспитателей, и создание оптимальных условий для творческих занятий. Педагог-воспитатель должен понимать специфику работы с каждым изобразительным материалом, «язык» этого материала, по средствам которого ребёнку будет легче выразить те или иные эмоции. В развитии техники изображений, например, в арт-терапии, где широко используются всевозможные материалы, акцент ставится именно на связь их свойств с внутренними ощущениями человека. Работа с каждым отдельным материалом (бумага различного качества и размера, краски (акварельные, акриловые, гуашевые), пастель (масляная и сухая), карандаши различной твердости, фломастеры и маркеры, художественный уголь, материалы для коллажей (различные старые журналы с цветными иллюстрациями, куски текстиля, фольга, мотки шерстяных и хлопчатобумажных ниток и т. п.), имеет свои нюансы, которые педагогу следует учитывать. Именно процессы восприятия (зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, тактильное) формируют у ребёнка субъективную картину мира. Ребёнок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. И творческая деятельность помогает ему в этом. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечёткостью, также на качество процесса восприятия оказывает влияние сенсорный опыт ребёнка, в большинстве случаев скудный и фрагментарный. Постепенно ребёнок набирается опыта, формируется умение воспринимать объект, узнавать его, выделять его свойства и воспринимать художественные детали. [Беликова, Дошкольное воспитание № 4, с. 27]. В этом ему помогает и педагог, работающий в данном направлении. Большую роль в ознакомлении с предметами окружающего мира играет и мышление. В психологии выделяются следующие его стадии: наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, причём вступление ребёнка в новую стадию не устраняет новообразования предыдущей. Наглядно-образное мышление необходимо для творческой деятельности ребёнка. Особо важными видами деятельности для развития наглядных впечатлений являются изобразительная деятельность и конструирование. В процессе данной деятельности ребёнок знакомится с цветом, формой предметов, познаёт особенности сочетания цветов, знакомится с умением изображать предметы, подбирать цветовую гамму. Творческое мышление ребёнка начинается с проблемной ситуации, попадая в которую, он начинает предвосхищать конец и связывает уже известное с условием задачи. По Бушминскому, творческое мышление-это результативная деятельность, связанная с непрерывным процессом развития. Касаясь творческого мышления, Выготский вводит понятие «зоны ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР — это задачи, которые ребёнок может решить с помощью взрослого, но без образца взрослого [Выготский, 1991, с. 9–11, с. 13–14]. Для детей выполнение творческих заданий интересно, но в то же время создаёт определённые трудности. Процесс, играющий одну из главных ролей при формировании художественных способностей — воображение. Прошлые впечатления ребёнка, его знания, опыт, всё это модифицируется в соответствии с замыслом юного автора. Воображение — создание новых образов на материале прошлых восприятий. Значит, для его развития необходимо постоянное обогащение сенсорного опыта ребёнка. Это можно делать с помощью создания развивающей среды, обогащённой различными предметами и материалами, также полезными для дошкольника будут игры-эксперименты, дидактические игры, продуктивная деятельность. Виды искусства — это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам её материального воплощения. Под изобразительным искусством понимается группа видов художественного творчества, воспроизводящих воспринимаемую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени, пространстве. Пластилинография (от слова «графо» — писать, создавать, изображать и слова «пластос» — лепной) сравнительно новый вид декоративно-прикладного искусства. Пластилинография выгодно сочетает в себе элементы рисования и лепки. Например, в лепке детьми быстрее осваивается передача строения предметов, а рисование, пластилинография позволяет ребёнку придумывать гармоничные эскизы через призму индивидуального восприятия. При правильно построенном процессе обучения дети, изображая конкретный предмет, начинают понимать закономерности изображения сходных групп предметов. Психологические основы интеграции видов художественной деятельности с воспитательно-образовательной работой следует определять из того, что требуется малышу для собственной реализации в любом виде художественного творчества. Основа интеграции — совокупность психологических процессов, совершенствование которых необходимо для эстетического созерцания, образного представления. Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе происходит в соответствии с личными особенностями детей дошкольного возраста. В детском рисунке механизмом интегрирования является: рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм) лепка (форма, объем, пропорция, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине) аппликация (форма, цвет, композиция, ритм и др.) Объединение различных видов творчества одним и тем же замыслом даёт ребёнку возможность творчески осмыслить и наиболее полно отразить тему с использованием средств выразительности, что оказывает положительное влияние на развитие художественных способностей. [Езикеева, 1985, с.21–22]. Формирование художественных способностей ребёнка — сложный процесс, исследования которого ведутся в таких сферах научного знания как педагогика, психология, нейрофизиология, дефектология и др. Способности ребёнка в целом — это всестороннее развитие индивидуальности ребёнка, связанное с такими факторами, как наследственность, окружающая среда, индивидуальные психические характеристики детей (психические процессы), благоприятные условия, обеспеченные совокупностью всех методик воспитания в воспитательно-образовательном процессе всего периода детства, так как многое закладывается с момента рождения, развивается по мере роста ребёнка. Немаловажную роль в формировании способностей играет творческая деятельность. Творчество даёт ребёнку целую гамму эмоциональных переживаний, развивает процессы восприятия, мышления, воображения, творческие способности, формирует интерес к изобразительной деятельности. Но не возможно развивать творческие способности ребёнка без помощи и поддержки ближайшего окружения: семьи, педагога-воспитателя, социальной среды. В человеке много задатков заложенных генетически и цель педагогов и родителей как можно раньше выявить положительные предпосылки к тем или иным способностям и развить их для пользы самого индивида и общества. Важно отметить, что помимо педагогов и семьи, жизнь зачастую может вносить свои коррективы и это также необходимо учитывать. При определённом уровне интеллектуального развития и эмоционально-волевой сферы ребёнок уже сам может развивать свои способности.

  1. Беликова М. Эстетическое восприятие детей на занятиях изобразительной деятельностью. Дошкольное воспитание. 1981 № 4, с. 27
  2. Блащук Л. А. Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей 5–7 лет на занятиях в детском саду. Диссертация М., 1985.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте М., Просвещение, 1991, с 9–11, с. 13–14.
  4. Денисова З. В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л., Наука. 1974, с. 140
  5. Езикеева В. А. Содержание и методика обучения изобразительной деятельности детей 4–7 лет. Эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение. 1985.
  6. Изард Кэрролл Е., Эмоции человека (перевод с англ.) М., Изд. Московский Университет, 1980, с. 21. С. 201–206.
Читайте также:
Флуконазол или нистатин при кандидозе

«Творческое развитие дошкольников»
материал на тему

“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других”.
Б.Астафьев

Скачать:

Вложение Размер
esse_2.docx 24.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Творческое развитие дошкольников»

“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других”.
Б.Астафьев

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. В современной психологии и педагогике сформулированы различные теоретические и методические подходы к развитию творческих способностей детей, два из которых наиболее значимы. В соответствии с первым из этих подходов «творческие способности рассматриваются как важная предпосылка успешности обучения, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний, умений и навыков, решать творческие задачи». В соответствии с другим подходом «творческие способности составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности (эвристических приемов решения задач), которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данном виде деятельности». Каждый из этих подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Первый предполагает, что «творческие способности составляют основу индивидуальных различий между людьми, второй основывается на положении о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования творческих способностей детей». Однако для педагогической психологии и для педагогической практики неправомерно противопоставление одного подхода другому, их нужно рассматривать во взаимосвязи.
Для того чтобы развивать творческие способности детей, нужно знать их показатели. Основными показателями творческих способностей человека, независимо от возраста, являются беглость и гибкость мышления, его оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Беглость мышления – это количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мышления – это способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
Оригинальность мышления – это способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.
Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Являются ли эти показатели творческих способностей врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из самых известных создателей системы измерения творческих способностей Е.Торренс говорил по этому поводу, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческие способности, зависит больше от влияния родителей в семье и других взрослых (воспитателей и педагогов)» . Это утверждение говорит о том, что творческие способности детей нужно развивать. Важнейшее условие детского творчества – развитие у детей всех видов восприятия (зрительного, осязательного, кинестезического, слухового) и формирование на этой основе разнообразного сенсорного опыта детей. Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является наличие наглядно-образного мышления, которое опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Необходимость развития у дошкольников воображения связана с тем, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентирует человека в процессе деятельности на творчество.
Воображение теснейшим образом связано с творческими способностями. «Связь между ними, – указывает Н.С.Лейтес, – однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности, т.е. хорошо развитое творческое воображение – это результат развития различных видов творческих способностей».
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки: от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и “дозревает” в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период “дозревания” есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к “моменту” этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
В развитии творческих способностей дошкольников выделяются 4 основных этапа.
Первый этап – игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль наставников, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Ребенка может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может угаснуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».
Второй этап – раскрытие индивидуальности. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. На этом этапе ребенок в соответствии со своим увлечением поступает в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у него появляется наставник, который работает с ним уже индивидуально. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант. На этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, т.е. родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться в избранном виде деятельности и достигать высоких результатов.
Третий – этап роста. На этом этапе ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге – профессионале своего дела, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для развития творческих способностей ребенка и поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны творческие конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.
Четвертый – этап мастерства. На этом этапе ребенок, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы. Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».
Итак, на первом этапе развития творческих способностей ребенок подражает родителям, на втором и третьем этапах преподаватель как наставник юного дарования начинает играть все более заметную роль в развитии творческих способностей ребенка. На третьем этапе взрослые уже имеют дело с состоявшейся творческой личностью. Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико.
Для развития творческих способностей должны создаваться определенные условия. Одно из важнейших условий для проявления творческих способностей детей – организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детского творчества, организация атмосферы творчества в детском саду и дома, мотивация творческих заданий. Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является развитие сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо развивать у детей и эмоциональное эстетическое восприятие, т.е. развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.
Огромное значение для развития творческих способностей дошкольников имеет развитие их внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития творческого мышления, творческих способностей детей, повышает их творческо-поисковую активность.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т.е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Нередко от родителей и даже от учителей, воспитателей можно услышать такие слова: “Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов – у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует – из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку – ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается. ” Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…
Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, люди научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научаться выращивать таланты! Недаром во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков удивительны.
И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-творческое развитие дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности.

Использование логико – математических игр в работе с дошкольниками: игры Никитина, логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки, математический планшет, игры голово.

Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»

Консультация для педагогов.

Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»

Консультациядля педагогов«Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческомразвитии дошкольников».

Синтез искусств, как фактор формирования творческого развития дошкольников

творческий отчет музыкального руководителя.

Консультация для родителей “«Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника»

Музыкально творческое развитие дошкольников

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве.Она играет решающую роль в становлении личности ребёнка. И наша задача раскрыть в детях эти качества.

Творческий отчет “Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников”

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Все дети любят узнавать что-то новое, фантазировать, сочинять, воображать – так происходит естественный процесс проявления и развития творческих способностей детей. Всестороннее развитие личности невозможно без развития творчества, креативности, нестандартности.

Способности к творчеству не всегда появляются сами по себе, недаром в дошкольных учреждениях так активно вовлекают детей в творческую деятельность: рисование, поделки, сценки. Важно помочь раскрыть в ребенке творческую жилку, создать благоприятные условия для развития способностей к творчеству. Максимально вкладывая в детстве, мы помогаем становлению гармоничной личности в будущем.

Содержание статьи:

Что такое творческие способности, что к ним относят и зачем их развивать

Процесс создания чего-то нового, отличного от того, что уже имеется, называется творчеством.

Творческие способности предполагают возможность человека к разностороннему мышлению, которое способно находить нестандартные решения для вполне обычных ситуаций. Чаще всего такие способности не являются врожденными и требуют специальных условий для их развития.

Творческие способности включают в себя:

  • активное воображение;
  • гибкое мышление;
  • способность к восприимчивости;
  • развитую интуицию;
  • инициативность;
  • умение применять теорию в жизни;
  • любопытство.

Развитие творческих способностей дошкольников не менее важно, чем развитие интеллектуальных навыков, мышления и памяти, так как все эти процессы взаимосвязаны. Креативность в обучении ребенка не только принесёт ему удовольствие от исследования окружающего мира, но и несомненную пользу для дальнейшего обучения в жизни.

Условия для развития творческих способностей

Развитие творческого потенциала ребенка требует создания специальных условий.

  1. Раннее вовлечение ребенка в творческий процесс.
  2. Создание развивающей среды для стимулирования творческой деятельности, поддержка ребенка во всех начинаниях, доверительные отношения между членами семьи.
  3. Развитие физического здоровья малыша, мелкой и крупной моторики, координации движений.
  4. Развитие творческого мышления дошкольника через ведущую деятельность в этом возрасте – игру.
  5. Предоставление ребенку свободы выбора в том, чем и как ему действительно хочется заниматься в данный момент.
  6. Оказание помощи ребенку, если она необходима.
  7. Стимулирование самостоятельности и инициативы.
  8. Поддержка ребенка при возможных неудачах, вера в его способности.

Особенности творческих способностей в разных возрастах

В зависимости от возраста развитие творческого потенциала детей проявляется по-разному и имеет свои особенные черты.

Младший дошкольный возраст

1-2 года: малыши в этот период очень музыкальны, их привлекает всё, что издаёт ритмичные звуки, поэтому они так любят игрушки-погремушки. В этом возрасте также дети испытывают интерес к художественному творчеству: пытаются держать карандаш, рисуют «каляки-маляки» и всячески экспериментируют.

3-4 года: младшие дошкольники уже имеют опыт во многих сферах творчества, часто фантазируют и изобретают. В их рисунках уже можно определить, что конкретно там нарисовано, да и сами дети знают, что они хотят нарисовать и каким образом.

Старший дошкольный возраст

5-6 лет: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста приобретает иной характер. Старший дошкольник обладает усидчивостью, нацеленностью на результат, внимательностью и самостоятельностью – всё это даёт возможность усложнять задачи, предлагать новые задания и ожидать предполагаемого результата.

Младший школьный возраст

7-8 лет: период поступления в школу совпадает с периодом начала более серьёзной творческой деятельности. Школа предлагает самые разные направления – музыка, изобразительное искусство, театральная деятельность, техническое творчество. Ребенок имеет возможность развивать себя во многих направлениях или же определиться с каким-то конкретным, подходящим именно ему.

Лучший период развития творчества – ранний дошкольный возраст, когда ребенок легко и непринуждённо впитывает в себя все знания, однако и в старшем возрасте необходимо продолжать работу над формированием творческих качеств.

Что способствует развитию творческой активности у ребенка

Методы развития творческих способностей включают в себя несложные действия, доступные каждому.

Окружающий мир

Выходя с малышом в свет, разговаривайте обо всём, что Вас окружает – люди, машины, строения, природа. Именно общение взрослого с ребенком помогает малышу развить речь, память, воображение и в целом является важным пунктом в становлении у ребенка многих качеств личности.

Развивающие игры и игрушки

Играя, малыш не только испытывает свои маленькие детские радости, но и активно развивается. Важно использовать те игры и игрушки, которые обладают способностью стимулировать развитие ребёнка и соответствуют его возрасту. Пирамидки, мозаики, конструкторы должны быть в каждом доме и у каждого ребенка.

Пожалуй, самая простая и доступная деятельность, но от того не менее эффективная в развитии креативного человека. Обеспечьте ребенку всё необходимое для рисования, так как это прямой путь к развитому малышу.

Умение держать кисточку и аккуратно разукрашивать рисунок положительно влияет на развитие мелкой моторики, а та, в свою очередь, – на развитие речи. Получайте удовольствие, рисуя вместе с малышом, и не переживайте за перепачканную одежду и стол, ведь это вовсе не проблема, когда на кону – счастливый ребенок.

Лепка

Занятия лепкой обладают антистрессовым эффектом и активно влияют на развитие образного мышления. Придумывая фигурку, которую хочет слепить ребенок, он подкрепляет своё воображение, а готовое изделие можно использовать для игры. Также это отличное средство развития мелкой моторики.

Чтение

Читая интересные книги, подобранные по возрасту ребенка, мы открываем ему целый мир фантазий. Разный жанр произведения по-разному оказывает влияние на ребёнка. Сказки – это всегда приключения, стихи – красивое сплетение слов, которые несложно запомнить, а рассказы заставляют задуматься о важных вещах.

Музыка

С самого младенческого возраста мы поём малышу песенки и включаем колыбельные. Музыка оказывает благоприятное воздействие на ребенка. Помогает выразить эмоции, координировать движения в такт, запоминать слова песни. Слушая различные мелодии и песни, дети развивают воображение, речь и память.

Аппликация

Занятие аппликацией – процесс трудоёмкий и требует сосредоточенности от ребенка. Необходимо аккуратно вырезать фигуры, наклеить или прикрепить их к фону, распределить так, чтобы получилась готовая композиция. Все эти действия направлены на развитие мелкой моторики, воображения, чувства вкуса и эстетики.

Театрализованная деятельность

Театр помогает ребенку в развитии таких важных качеств, как выразительная речь, умение управлять мимикой и эмоциями, способность сопереживать героям. Примеряя на себя образы разных персонажей, ребёнок фантазирует на тему того, как бы ему жилось в этом образе, учится реагировать на разные ситуации в жизни.

Игры и упражнения для развития творчества

Мы подобрали игры и упражнения, способные развивать способности к творчеству с раннего дошкольного возраста.

  1. Разнообразный предмет. Возьмите самый обычный предмет и предложите ребенку назвать необычные способы его применения. Помогайте ребенку, предлагая свои варианты, если он затрудняется. Чем более оригинальна идея, тем лучше. Эта игра помогает развивать гибкость мышления, воображение, креативность.
  2. Загадочная свечка. Вечером, перед отходом ко сну, зажгите свечу и поиграйте с ребенком, придумывая, на что похожи тени от свечи. Можно даже составить целый рассказ. Поощряйте особенность сюжета.
  3. Ковёр-самолёт. Предложите ребенку представить, куда бы он отправился, будь у него волшебный ковёр-самолёт. Будет ли это какое-то реальное место или выдуманное, полетит один или с кем-то, чем там займется, что увидит. Чем больше вопросов, тем больше простора для фантазий.
  4. Истории игрушек. По типу мультфильма «История игрушек» предложите ребенку пофантазировать про его игрушки. Что делают игрушки, когда никого нет дома? Кто с кем из игрушек дружит, а кто – одиночка? Скучают ли они, когда с ними долго не играют?
  5. Необычная клякса. Капните на лист бумаги каплю краски и предложите ребенку превратить её во что-то, что ему захочется. Он может дорисовать пальчиком или же на высохшей краске нарисовать контуры. Вместе придумайте историю, как из кляксы получилось что-то новое.
  6. Какой характер у предмета. Предложите ребенку придумать, какой может быть характер у неодушевлённого предмета, например, холодильника, кисточки, расчески. Можно составить рассказ, как этот предмет очутился в руках вредного мальчика, и как поменялось настроение у предмета.
  7. Крокодил. Предложите семье поиграть в крокодила, где ведущий загадывает, что необходимо изобразить, а остальные отгадывают. Игра поистине увлекательна и не требует особой подготовки, при этом отлично развивает актерские способности ребенка.

Вывод

Развитие творческих способностей детей необходимо начинать в семье с самого раннего возраста. Когда родители, детский сад, школа и всевозможные кружки за одно – ребенок спокойно и уверенно идет по пути беспрепятственного развития и становления творческой личности. Важно создавать благоприятные условия дома, прислушиваться к желаниям и потребностям ребенка, развивать задатки, данные от природы.

Детские клубы «Бэби-клуб» уже создали все необходимые условия для развивающей среды, подобрали педагогов, раскрывающих потенциал каждого ребенка, и составили программы для детей различных возрастов и наклонностей. Нам, как и Вам, важно не ограничивать ребенка жёсткими рамками, развивать индивидуальность и раскрывать таланты в атмосфере уюта и безопасности.

Развитие творческой деятельности дошкольников

Елена Ельшина
Развитие творческой деятельности дошкольников

Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии,поэтому его нужно раскрывать как можно раньше. Если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста,то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам,которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни ребёнок сможет креативно подходить к решению многих задач,которые будут вставать на его жизненном пути. Не всёзависит от природных способностей:нужно уметь развивать эти задатки.

Творческая деятельность дошкольников- это их способ выразить свой взгляд на мир и свои ощущения. Помогают ему осознать себя и свои эмоции лепка,изобразительное искусство,подвижные игры,танцы и другие занятия,требующие творческого мышления. Все дети любят творить. Например в рисунке ребенок способен передать очень многое-свои мысли,эмоции,а также познания об окружающем мире.

Ребенок видит возможности для творчества даже там,где взрослые часто их не замечают. Малыш может рисовать палочкой на снегу,складывать удивительные картины из камешков или осенних листьев,рисовать на песке.

Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей,нужно представлять,что это такое. Это комплексное понятие включающее несколько составляющих,на которых в первую очередь родители должны акцентировать своёвнимание:

-стремление к открытиям;

-стремление к познанию;

-умение изобретать и открывать;

-умение применять полученные знания.

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

-1-2 года:кто-то красиво двигается под музыку,другие любят находиться в центре внимания-вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;

-3-4 года:пик творческой активности малышей,и даже если вам кажется,что кроха нечем особенным не обладает. всё равно это не повод забросить занятия-напротив,нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм,развивающим творческие способности;

-5-6 лет:занятия усложняются новыми заданиями,подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение,фантазию,таланты;

-7-8 лет:младший школьный возраст характеризуется тем,что в это время начинается серьёзная творческая деятельность-изобразительная,музыкальная,театральная и в каждой области ребенок должен уметь себя проявлять хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. На занятиях в детском саду применяются методы развития творческих способностей,но они могут применятся и в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.

1. Окружающий мир

-совместное обсуждение с ребенком,что происходит вокруг на улице,дома,в транспорте;

-рассказы о животных и растениях;

-ответы на вопросы малыша.

2. Развивающие игры

-покупать детям настольные развивающие игры;

-полезные развлекательные игрушки;

-мозаики и конструкторы все эти игры должны соответствовать возрасту.

-у ребёнка должны быть карандаши,краски,фломастеры;

-сначала-изучите цвета, затем-познакомьтесь с геометрическими фигурами, нужно показать как создаётся рисунок, а потом наблюдаем за результатами.

-лепка развивает маленькие пальчики,творческие способности детей,позволяет им проявить всю фантазию;

-вначале пусть это будут простейшие шарики,колбаски,колечки;

-пластилин должен быть ярким и мягким.

-детям нужно читать в любое время дня,а не только ночью;

-книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;

-стараться знакомить ребёнка с разными жанрами произведений:сказками,рассказами,стихами;

-разыгрывать сценки из книг. читать по ролям.

-слушать с детьми музыку, детские песенки-это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю,а везде и всегда. Родители должны создавать ребёнку такую окружающую среду,которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками,пластилином,конструктором и пр. ,хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов.

На современном этапе развития общества происходят социальные и экономические преобразования. Подготовка творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса,выступая одновременно как цель-в плане формирования личности,и как результат, обусловленный определённым способом организации учебной деятельности учащихся, а также средство повышения эффективности процесса обучения.

Творческие способности-это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Дети обладают гораздо большими творческими способностями,чем взрослые. Для того, чтобы развивать творческие способности ребёнка необходимо соблюдать следующие условия:

1. Раннее физическое развитие ребёнка;

2. Создание обстановки,которая будет стимулировать творческую активность (дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе);

3. Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности,способов,продолжительности занятий,их чередовании.

Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству. поддерживать в неудачах,проявлять сочувствие и терпеливость.

Каждый ребёнок должен уметь ценить те прекрасные вещи,которые его окружают. Выработать эти навыки помогает художественно-эстетическое воспитание дошкольников,которое способствует гармоничному и всестороннему развитию личности. Занятия развивают у детей художественное видение мира и возможность стать его частью-ребенок рисует то,что чувствует или что вызвало его интерес,или лепит,таким образом выражая своё восприятия мира.

Дошкольное образование обладает потенциалом для реализации полноценного развития и воспитания детей с учётом их возможностей и способностей,позволяет создавать условия для личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка.

Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Развитие творческой активности детей дошкольников «Развитие творческой активности детей дошкольников». Путь развития творческой активности детей дошкольников и становление им творческой.

Формирование проектной деятельности дошкольников посредством творческой игры на прогулке «В гостях у птиц» Тема: Формирование проектной деятельности дошкольников через творческую игру на прогулке. «В гостях у птиц» Интеграция образовательных областей:.

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста в творческой деятельности» Обобщение педагогического опыта Тема: «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста посредством творчес Актуальность В.

План самообразования «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности» Тема: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности» Введение Нравственно-эстетическое.

Развитие креативности и творческого потенциала дошкольников средствами продуктивной художественно-творческой деятельности Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей.

Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Одной из задач образовательной.

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Растите творческую личность! Ещё Аристотель заметил, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности. В наше время,.

Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования Проектная деятельность обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Уникальным средством обеспечения.

Развитие творческой инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности дошкольников Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое.

Развитие творческой деятельности у ребенка

Практикующий социальный психолог. Знает, как пробудить в ребёнке желание творить.

Зачем вообще нужно творчество

Психологи утверждают, что творческие хобби положительно влияют на людей вне зависимости от возраста, но особенно важны для детей в познании мира. Вот несколько причин включить творчество в повседневную жизнь и развить креативность у детей.

Творчество полезно для психики. Арт-терапия успокаивает, избавляет от стресса и страха, отвлекает от негативных эмоций, снижает уровень агрессии.

Творчество помогает в учёбе. Оно разгружает мозг, помогает найти решение трудной задачи, развивает эмпатию. Всё это пригождается в школьных делах.

Творчество — способ самовыражения. Через него можно познавать мир и себя, экспериментировать, создавать что-то новое.

Как приобщить ребёнка к творчеству

Вот несколько рекомендаций, как развить креативность у ребёнка.

Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.

Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.

Совет 3. Не критикуйте творческие работы ребёнка. Французский уличный художник Тьерри Гетта утверждал: «Искусство не может быть подвергнуто критике, поскольку каждая ошибка является новым творением». Если требовать от детского творчества результатов и достижений, можно отбить тягу к креативности вообще. Поэтому творчество должно вдохновлять и окрылять, а не давить и нервировать.

Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать. Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.

Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше.

Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома — пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.

Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает YouTube, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджете (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, связать крючком.

Совет 6. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки.

Совет 7. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.

В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют.

А в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» созданы такие условия, чтобы у ребят было достаточно времени на личные творческие хобби: здесь можно учиться через интернет и в удобном темпе. Не надо тратить время на дорогу до школы и обратно — лучше порисовать, слепить что-то или сходить в любимый кружок. В «Экстернате Фоксфорда» регулярно проходят творческие онлайн-курсы, где дети могут развивать креативность и учиться самовыражению.

Развитие творческой деятельности у ребенка

Творчество является одной из содержательных форм психической активности детей. Оно рассматривается в качестве универсального средства развития индивидуальности, позволяющего достичь устойчивой адаптации к новым условиям жизни.

Кроме того, творчество может стать необходимым резервом сил для преодоления всевозможных стрессовых ситуаций, облегчая взгляд на действительность и смягчая ее агрессивное воздействие. Именно развитие творческих задатков подготавливает ребенка к будущему, которое он может изменить, наполняя своим творчеством.

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Человек способен на многое. Но все же многие взрослые остаются никем, мечтая и боясь стать кем-то большим, чем они есть на самом деле. В чем проблема? Нет, не в отсутствии необходимых способностей. А в заниженной самооценке и недостатке внимания в детстве, откуда мы все родом.

Способности человека – это не только знания, умения и навыки. Но именно способности обеспечивают их легкое приобретение, закрепление и результативное применение в жизни. Результатом успешного применения творческих способностей являются новые предметы материальной и духовной культуры, идеи, открытия и изобретения – в общем, проявление индивидуальности отдельного человека в разных сферах.

Развитие творческих способностей ребенка – это важная задача учебного и воспитательного процессов, так как позволяет проявить инициативу и познавательную активность, стимулирует интерес к творческому поиску себя и познанию мира.

Именно в детстве закладывается потенциал творческого будущего человека. Развитие творческих способностей происходит посредством продвижения и осуществления новых нестандартных идей, как в зрелом возрасте, так и в детстве. Способности детей можно выявить при условии личной заинтересованности ребенка в той или иной деятельности, которая проявляется рождением творческого порыва.

Современное общество ценит творчество и творческих людей. К тому же сегодня творческие профессии вляются одними из наиболее модных и востребованных. И если у человека имеются не только творческие способности, но и целеустремленность, он обязательно найдет свое место под солнцем, где сможет реализовать свой творческий потенциал. Однако большинство родителей по только им понятным причинам не считают развитие творческих способностей ребенка обязательной составляющей воспитания. Чаще всего акценты ставятся на речь, мышление и память крохи. При этом о творчестве и воображении совсем забывают.

Да, для детей важно развитие речи, мышления и памяти. Но не менее важно и творчество! Даже если оно не станет частью взрослой жизни, то все равно отразится на ребенке и становлении его личности, которая станет более многогранной и самодостаточной.

Развитие детей

Развитие каждого ребенка должно идти в ногу со временем, а развитие творческих способностей – параллельно с остальными направлениями. И пускай малыш не вырастет в знаменитого актера или певца, зато у него будет иметься творческий подход к решению разного рода задач. Это сделает его интересным человеком, которому не будут страшны проблемы, а к некоторым из них он будет находить достаточно нестандартные решения. Все зависит от природных задатков и их развития в детстве.

У детей творчество проявляется по-разному. Ведь как отличаются все дети, так разнятся и их способности, а также их сила и глубина. При наличии хотя бы малейших творческих задатков малышу будет легче учиться, трудиться, налаживать отношения с окружающими.

Творческие способности – это комплексное понятие с рядом составляющих. Творческий человек отличается:

  • умением и желанием изучать все новое и непонятное;
  • активностью и живостью ума;
  • способностью видеть необычное в самых заурядных вещах;
  • стремлением к постоянным открытиям;
  • умением использовать опыт и знания на практике;
  • свободой воображения и полетом фантазии;
  • интуицией, позволяющей решать многозадачные вопросы и делать открытия.

Творчество – это деятельность, которая направлена на создание нового и необычного общественно значимого продукта. Ежедневно каждый человек совершает множество дел – сложных и простых, больших и маленьких. Главное, что при достижении любой из целей и задач используются умственные способности: наблюдательность, умение анализировать, находить взаимосвязь и т.д. Все это можно назвать актом творчества, в котором применяются творческие задатки. От их развития зависит результат каждой отдельной задачи или дела. Для достижения максимального результата в будущем следует поработать в настоящем, сделав ставку на развитие творческих способностей ребенка.

У каждого малыша имеются свои способности, заложенные матушкой природой в каждого человека. Детей много, но нет ни одного ребенка, который бы не обладал тем или иным потенциалом. Если родители его не нашли, значит, искали или совсем не там, где надо. А творческие задатки обязательно имеются. Стоит только внимательней присмотреться к крохе, к его действиям, увлечениям и хобби.

Обнаруженный потенциал следует изучить и только после приступать к его развитию, подобрав наиболее оптимальный, интересный и доступный вид деятельности.

Значение периода детства

Что дает развитие творческих задатков у детей? Возможность быстро развивать науку, технику и производство. Именно человек и его способности влияют на скорость научно-технического прогресса, количество и качество которого напрямую зависит от творчески развитых умов человечества. При этом сам интеллектуальный потенциал людей зависит от усовершенствования имеющихся творческих способностей.

Конечно, не все становятся великими творцами, но, в большей или меньшей степени, работа каждого человека построена на созидании и творчестве. Что может создавать секретарь? Документы и организованный рабочий процесс! Директор? Компанию и атмосферу в коллективе. Работа каждого из нас – это творчество. И чем более активно, нестандартно и талантливо мы будем к ней подходить, тем больших успехов добьемся. А такому отношению к работе и жизни в целом можно научиться только через творчество, и начинать это делать следует в детстве.

Значение периода детства для развития творческих способностей очень велико. Ведь любые задатки детей, прежде чем стать способностями, проходят большой и трудоемкий путь через личностный рост и развитие ребенка.

Самые важные для успешного будущего малыша годы – это первые пять лет. Если точнее, они важны для первых толчков к развитию творческих способностей. Объясняется данный факт тем, что в мозговых процессах задействовано большое количество связей. У каждого ребенка имеется собственная богатая волокнистая сеть, соединяющая клетки мозга. Однако эти связи являются всего лишь возможными и потенциальными. Реальными они станут только тогда, когда будут задействованы определенные нервные структуры, запускающие те или иные способности, проходящие биотоками по линиям связи. Чем меньше кроха, тем лучше эти связи образовываются. С возрастом их образование становится все сложнее.

Нужно ли развивать творческие способности детей? Ответ на этот вопрос такой же, как и на следующий. Нужно ли учить ребенка разговаривать? Естественно! Это даже не вызывает сомнений. С малышом просто начинают разговаривать с момента его рождения, а многие родители делают это еще с утробы. Да, кроха вроде бы еще не понимает речи. Но это не значит, что он ее не воспринимает. Ведь каким-то образом он запоминает то, что ему говорят, со временем начинает понимать смысл, а к первому году жизни произносит первое слово. При этом чем лучше созданы условия для развития ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Так же дела обстоят и с творческими способностями. Чем раньше их разглядеть и раскрыть, тем большего человек сможет достичь в том или ином виде деятельности.

У детей, находящихся в правильной среде, шансов на успешное будущее больше, чем у тех, чья жизнь сведена к убогому биологическому существованию. Ребенок, лишенный своевременного и полноценного развития в дошкольном возрасте, обречен на низкие темпы развития и трату громадных усилий для достижения результата. Который все равно будет ниже, нежели у детей, на чье развитие родители не пожалели ни времени, ни сил.

Возрастные особенности

Творческие задатки у детей начинают проявляться в самом раннем возрасте. Иногда их очень легко заметить. В таком случае родителям следует раньше заняться развитием ребенка, чтобы впоследствии учителям не приходилось начинать все с нуля. Сформированные элементарные навыки творческой деятельности облегчают дальнейший процесс работы с крохой и его потенциалом.

Разным детям характерны разные творческие задатки. Так, в 1-2 года одни малыши красиво и ритмично движутся под музыку, а другие легко воспроизводят мелодии любимых песен или рисуют удивительные для данного возраста рисунки. Следует не только обратить на это внимание, но и начать работу в домашних условиях или в детских дошкольных учреждениях, в многие из которых дети принимаются с двух лет.

3-4 года – это пик творческой активности. Многим родителям кажется, что в этот период их чадо ничем не отличается от других детей, поэтому они бросают или не начинают занятия в том или ином направлении. Однако именно сейчас особенно важно заниматься развивающими творческие способности играми и видами деятельности.

В 5-6 лет занятия следует усложнить новыми заданиями, подготовкой ребенка к школе и процессу обучения. Чему уделить больше внимания? Развитию воображения, фантазии и талантов.

Большинство успешных людей начинают свою впоследствии профессиональную деятельность в возрасте 7-8 лет. В это время можно заняться изобразительной, музыкальной, театральной или спортивной деятельностью. Ребенок должен не просто интересоваться выбранным направлением, но и проявлять в нем самого себя и свои способности. Не стоит заниматься одновременно несколькими видами творчества. Лучше выбрать один, к которому малыш имеет самые сильные задатки.

Как развить интерес к творчеству

Детские игры многообразны – не только по содержанию, но и по сложности. Это делает их интересными для ребенка. Развлекаясь, малыш вместе с тем достигает больших успехов в развитии собственной индивидуальности. Этот воспитательно-образовательный момент игр должны учитывать не только воспитатели, педагоги, учителя, но и родители. Чем больше детство наполнено играми, тем ярче воспоминания о нем, тем многограннее растет ребенок.

Игровая ситуация заставляет кроху не только действовать, но и мыслить, обдумывая детали, ситуации, стратегии. В творческих играх, как ни в каких других, дети развивают собственную активность и самостоятельность – необходимые и очень важные для каждого человека качества.

При выборе творческих игр следует учитывать интересы малыша, личные качества и навыки общественного поведения.

Но прежде, чем у ребенка начнет формироваться интерес к играм, ему следует рассказывать различные занимательные истории, читать художественную литературу, сопровождаемую иллюстрациями. В идеале во время рассказов или чтения родители должны менять голоса, виртуозно использовать интонацию и оживлять мимикой даже самое примитивное повествование. Так ребенку будет легко представить описываемую картинку в собственной голове.

Кроме того, родители должны не просто организовывать правильные игры, но и активно в них участвовать, вместе с тем направляя свое чадо, поощряя инициативу, включая в игру всех желающих, новых действующих лиц или персонажей. Только взрослый сможет поддерживать интерес ребенка к игре, а также контролировать воспитательные процессы.

Вышеизложенная информация позволяет сформулировать основные функции игры, среди которых выделяются три наиболее доминирующих:

  • формирование интереса и снятие напряжения;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование самооценки и навыков самоконтроля.

Любая игра только тогда даст положительный результат, когда ребенок будет играть в нее с удовольствием, а не по принуждению. Это же касается творчества. К нему следует вызвать увлечение, интерес, в идеале – страсть. К творчеству нельзя принуждать, иначе можно добиться обратного результата – полного отказа от занятий и ухода в собственный внутренний мир, откуда ребенка будет очень сложно выманить назад.

Как развить интерес к творчеству? При помощи специальных методов. Для начала следует ввести в повседневную жизнь творческие моменты, привлекая ребенка к домашним делам. Например, весело и с пользой можно не только лепить пирожки и вареники, но и убираться, ремонтировать, ухаживать за цветами. Бытовые дела могут приносить удовольствие и вместе с тем развивать. Как минимум – ответственность, как максимум – творческое начало, ведь даже к самым простым задачам можно подходить нестандартно. Дети вообще любят оригинальничать, а если в процессе будут участвовать еще и родители, то это только усилит удовольствие.

Следующий метод предполагает совместное создание поделок из подручных материалов. Так у ребенка будет развиваться не только творческое мышление, но и мелкая моторика, о важности которой говорить излишне. Что можно попробовать сделать? Снежный пейзаж из соли и клея, рисунок на черной бумаге с использованием все того же клея и соли, которые также можно заменить крупами или бусинками с бисером. Не менее интересны поделки из шишек, желудей, веточек, каштанов, сухих листьев, лент, ниток и даже макаронных изделий. Перед вами огромный выбор как материалов, так и вариантов будущих шедевров.

Что можно еще сделать для подогрева интереса к творчеству? Чаще общаться с природой, развивать речь, читать книги, ставить спектакли и т.д. Любое совместное времяпрепровождение с элементами фантазии – это ключ к развитию творческого потенциала любого ребенка, независимо от природных задатков и возраста.

Творческие проекты и работы учащихся

Согласно современным требованиям ФГОС творческая деятельность дошкольников в ДОУ является ведущим методом обучения и развития детей дошкольного возраста.

Творческой деятельностью принято считать такой вид активности ребенка, в процессе которого осуществляется творческое познание и преобразование самого себя и окружающей действительности.

К декоративно-прикладным относятся такие виды творческой деятельности: рисование, шитье, макраме, конструирование и лепка.

К художественно-эстетической творческой деятельности относятся такие виды: музыка, вокал, хореография, театральные игры и устное творчество.

Помимо того, что творческий процесс увлекает ребенка и занимает его свободное время, художественная деятельность также позволяет дошкольнику выразить свои интересы и переживания.

Творческая деятельность детей в ДОУ

Творческая деятельность дошкольников состоит из классических видов деятельности ребенка. Самой первой и основной является рисование, на втором месте лепка и конструирование. Также распространенным видом художественной деятельности в ДОУ является пересказ детских произведений и участие в театрализованных представлениях.

Изобразительное творчество в ДОУ

К изобразительному искусству также относится лепка из пластилина и глины, аппликации и декоративное творчество. Благодаря такой деятельности ребенок учится воплощать замысел в реальность, осязательно воспринимать форму, объем и размер предметов.

Методом проб и ошибок, обдумывания того, каким же образом воссоздать в реальности задуманное, ребенок приобретает опыт и формирует навыки работы с тем или иным материалом или инструментом.

Конструирование в ДОУ

Конструирование – самостоятельная творческая деятельность дошкольника, в процессе которой он создает новый продукт. Конструктивное творчество ребенка заключается в формировании замысла и этапах его реализации. Дошкольникам нравится сам процесс сборки деталей конструктора и получение в результате этого маленьких моделей реальных предметов – мебель, автомобили, здания.

В отличие от работы с конструктором, где творчество осуществляется только по инициативе ребенка, конструирование из бумаги – это творчество по образцу, инициатива которого принадлежит взрослому. В художественном конструировании из бумаги ребенок принимает участие совместно с воспитателем, наблюдает и повторяет каждое его действие.

Техника работы с бумагой может быть разной: вырезание, разрывание, сгибание, сминание.

Самыми популярными видами поделок из бумаги являются оригами и бумажная скульптура.

Оригами – техника складывания бумаги, в результате которой создаются бумажные фигурки птиц, животных, предметов.

Бумажная скульптура – вид художественного творчества, в процессе которого создается поделка из комбинации разных бумажных форм, объединенных одной тематикой или конструкцией, сделанных детьми собственноручно.

Художественно-речевая деятельность дошкольников

В среднем и взрослом дошкольном возрасте художественно-речевая деятельность ребенка становится активной и выражается в пересказе прослушанного произведения или рассказе о том, что происходило с главными героями, какие черты их характера или внешности обратили на себя внимание ребенка.

Пересказ может быть построен в форме диалога, где воспитатель задает вопросы, а дошкольник дает на них ответы.

Более сложной формой художественно-речевой деятельности ребенка является постановка перед ним задачи самостоятельно придумать историю, создать сюжет и выбрать героев.

Театрализованные игры всегда с восторгом принимаются детьми и составляют большую ценность в развитии творческо-речевых способностей дошкольников. Процесс распределения ролей, изучения характера своего персонажа и само выступление очень увлекает ребенка, позволяет реализовать ему свои фантазии, самовыразиться.

Танцевально-музыкальная деятельность в ДОУ

Танцевально-музыкальные занятие необходимы дошкольникам для развития у них чувства такта и ритма или уже заложенных природой музыкальных способностей.

На танцевально-музыкальных занятиях ребенок становится активным и организованным. Во время ритмичных упражнений организовывается движение ребенка, формируется его пластика, побуждается интерес к двигательной активности.

Во время слушания музыкальных произведений с помощью воспитателя у ребенка развиваются навыки ассоциативного и образного мышления, вызванного звучанием мелодии.

Очень важно для педагога проводить непринужденные беседы с дошкольником, просить его делиться впечатлениями, вызванными у него музыкальным произведением. Также можно совместить музыкальное занятие с ИЗО и предложить воспитанникам нарисовать те ассоциации, которые у них возникли.

Исполнительное детское творчество выражается в выразительности и индивидуальной манере исполнения дошкольником песен и танцев. В случае, когда ребенок является автором танца или музыкальных мотивов, творчество дошкольника носит композиционный характер.

Зачем нужна творческая деятельность в ДОУ

Творческая деятельность детей дошкольного возраста оказывает влияние на развитие и формирование эстетического и познавательного восприятия ребенком окружающего его мира.

Через творчество у ребенка складывается впечатление о том, как выглядит предмет, о его форме, размере и содержании, формируются базовые сведения о вкусе, цвете, текстуре и звуке, развивается художественное восприятие произведений музыкального, литературного и изобразительного искусства.

Организация художественно-творческой деятельности дошкольников

Чтобы организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность детей, в группах ДОУ должно быть оборудовано место для проведения творческих занятий, оснащенное:
– изобразительными и пластическими материалами;
– бумагой разного цвета, формата, фактуры;
– аппликативным материалом (ножницы, клей, линейки);
– трафаретами, силуэтами;
– дидактическим материалом, образцами, схемами, карточками.

Организованные таким образом рабочие места позволяют детям самостоятельно выбирать направление творческой деятельности в соответствии со своими желаниями и интересами, предоставляют новые возможности для развития творческого потенциала ребенка в рамках дошкольного образования.

Организация творческой деятельности ребенка через игру считается педагогами самой успешной. Во время ролевой игры дошкольник копирует и подражает тому, что он наблюдает в реальной жизни, и в то же время подвергает собственные впечатления творческой переработке, дает выход своему воображению, реализует художественную задумку в жизнь, учится смотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Творческая деятельность дошкольника организовывается педагогом, который должен:

  • четко поставить перед воспитанниками проблему;
  • создать ситуацию, в которой ребенок сможет самостоятельно выделить имеющиеся проблемы;
  • создать ситуацию с более или менее четко поставленной проблемой и позволить ребенку самостоятельно найти способы ее решения.

При проведении творческих занятий с дошкольниками педагог должен занимать позицию наблюдателя и ненавязчиво корректировать действия ребенка, если возникнет такая необходимость. В творческой деятельности дошкольник должен иметь свободу самовыражения, а не перенимать шаблоны мышления у взрослого.

Интересные способы организации творческой деятельности в ДОУ

Игры-путешествия

Позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т.д.

Занятия-сказки

Мир ребенка – это мир фантазии и сказки, ведь детство напол­нено сказками, анимационными фильмами, сказочными героями.

Воображение – это внутренний мир детей, врожденный есте­ственный процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий их мир, толковать его смысл. Сказочные образы одновременно оказывают влияние и на сознание, и на подсознание, что предо­ставляет дополнительные возможности во время общения.

«Праздник сказки» в детском саду является действенным способом снятия психоэмоционального напряжения, и увлечь ребенка. Во время театрализованных представлений дошкольник может примерить на себя образ сказочного персонажа и скорректировать его действия, руководствуясь собственным видением ситуации.

Детское экспериментирование

Экспериментирование очень интересно детям. Мыслительный эксперимент подразумевает действия в уме. Так, например, дети могут предложить свой вариант концовки сказки. Но больше всего заинтересовывают детей реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух ) что помогает ребенку освоить основные признаки неживой природы и растительного мира.

Выставка мастеров

Организация деятельности дошкольников, направленной на создание предметов декоративно-прикладного искусства и проведение их выставки, всегда положительно воспринимается детьми, стимулирует их к созданию интересных поделок, аппликаций и рисунков, позволяет реализовать ребенку свои творческие потребности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: