Учим ребенка пользоваться часами

Консультация для родителей «Как научить ребёнка понимать часы»

Наталья Артемова
Консультация для родителей «Как научить ребёнка понимать часы»

Как помочь ребенку научиться определять время по часам со стрелками? Как научить ребенка пользоваться часами? Когда можно начинать приучать детей к таким часам? Давайте разберемся!

Удивительно,но факт: в современных условиях научить ребенка понимать часы со стрелками стало еще сложнее, чем раньше. И все дело в том, что такие часы практически исчезли из наших домов. Повсюду распространены электронные часы. Однако это вовсе не говорит о том, что не следует знакомить ребенка с механическими часами! Дело в том, что поняв работу часов со стрелками, малыш совершит настоящий скачок в математическом развитии. И он будет возможен только, если ребенок по-настоящему поймет, «как устроено время». Циферблат механических часов наглядно объяснит ребенку, что такое секунда, минута, час. Кроме того,с помощью стрелок малыш узнает и о философских категориях: он уяснит, что время не повернуть вспять, что все в природе циклично.

Когда можно знакомить ребенка с часами?

Как правило, специалисты по дошкольному воспитанию советуют создавать специальные ситуации, в которых ребенку предлагается знакомиться с часами, начиная с 6 -7 лет

В этом возрасте говорится о необходимости развивать чувство времени. Но это не означает, что раньше ребенку не следует показывать циферблат со стрелками.

Даже наоборот! Чем чаще ребенок будет видеть такие часы, тем лучше. Чем чаще взрослый будет озвучивать время, тем полезнее это для малыша.

Рано или поздно он начнет сам искать ответы на вопрос: «Как мама по этой круглой штуковине понимает, что скоро начнутся мультики?». И тогда ребенок будет полностью готов к тому, чтобы

сделать усилие и разобраться в сложном устройстве.

Малышам важно почувствовать время. Для этого мы можем предложить им за 1 минуту нарисовать как можно больше

кружочков на листке бумаги (проверить, сколько их получится, если на задание отвести целых две минуты, за три минуты почистить зубы, за пять минут станцевать танец.

Время в таких ситуациях можно отслеживать по песочным часам и по часам со стрелками одновременно.

Как научить ребенка пользоваться часами.

Приобретите или сделайте сами из плотного картона яркие часы с

подвижными стрелками и четкими цифрами. На этом макете ребенок сможет потренироваться понимать время. Оставьте на потом объяснение того, сколько это «без пяти», «без десяти» и «четверть». Просто расскажите ребенку о том, что весь круг, который проходит большая стрелка –это час.

Уточните с ребенком, в каком направлении двигаются стрелки. Покажите малышу маленькую стрелку. Скажите, что она самая

главная, поскольку с ее помощью можно узнать, сколько часов. Поставьте ее на цифру 1, спросите у ребенка, сколько времени.

Переставляйте стрелку на следующие цифры, задавая тот же вопрос. Поставьте стрелку на пять часов. Спросите, куда она попадет через

Изучаем минуты. Теперь время подключить и минутную стрелку! Следует сразу же обратить внимание на то, в чем отличие часовой и минутной стрелки. Пусть ребенок покажет, какая стрелка длиннее. Вспомните названия стрелок, а также, какая из них самая

«главная». Далее необходимо рассказать ребенку о том, что часы могут показывать ровно час только тогда, когда минутная стрелка находится на цифре 12. Выставьте на циферблате ровное время,а малыш пусть сообщает: «Восемь часов ровно!».

Переходим к изучению деления часа на минуты с помощью большой стрелки. Сейчас важно рассказать ребенкуо том, что за час

минутная стрелка пробегает весь круг, а часовая стрелка всего лишь расстояние от одной циферки до другой. Объясните ребенку, что это расстояние стрелка проходит за пять минут. Покажите ребенку, что если стрелка проходит две цифры, то она делает это за 10 минут. Если три – то за 15. Покажите, что круг можно поделить пополам (при

необходимости даже проведите линию карандашом) –это половина часа. Поделите циферблат на 4 части и объясните, что означает словосочетание «четверть часа».

Упражнения для того, чтобы научить ребёнка понимать время по часам.

Чтобы малыш запомнил последовательность смены периодов суток (утро, день, вечер, ночь, предложите ему несколько карточек с различными изображениями. Каждый из предметов должен ассоциироваться с действием в определенное время. Например,

дневник или книга будет напоминать о школе, и значит, малыш должен будет ответить на вопрос о времени суток словом «день». В качестве удачных предметов, явно характеризующих определ ный период, можно использовать, например, зубную щетку (утро, портфель (день, подушку (ночь, звезды (ночь) и т. д.

Чтобы материал лучше усвоился, попросите малыша расположить карточки в правильной последовательности.

Играем со словами

Учить различать периоды суток можно и в устной форме. Например,

предложите найти пару словам: день —. (ночь,

утро. (вечер).

Или поручите определить лишнее из перечня: завтрак, обед, полдник, дождь, ужин.

Знакомимся с часами

Но чтобы ребенок более точно понимал значение времени, его нужно обучить тому, что

означают цифры на циферблате, последовательность движения стрелок и предназначение деления окружности на минуты и часы. Для ознакомления возьмите будильник в самом простом оформлении с крупно и четко нарисованными цифрами. Стрелки должны

отличаться друг от друга и, желательно, иметь различную форму. Покажите, как они движутся и объясните их взаимосвязь между собой.

Читайте также:
Как восстановить грудные мышцы после кормления

Мастерим часы

Чтобы научить реб нка понимать время по часам,желательно сделать макет часов своими руками или приобрести его в магазине детских игрушек. Предложите малышу смастерить оригинальные стрелки, отличные друг от друга, украсить циферблат картинками,

Означающими тот или иной отрезок времени. Самым лучшим вариантом будет изготовление двух часов для разных периодов суток

–дня и ночи. На одном будут,

например, картинки восходящего солнышка (утро —с 9.00 до 10.00, ярко светящегося (день —с 12.00 до 17.00 час.) и заходящего за горизонт в багряном зареве (вечер —с

18.00 до 21.00). На другом макете можно изобразить малыша с подушкой (вечер —с 21.00 до 00.00, звезды (ночь —с 00.00 до 5.00, тарелку с кашей или спортсмена с гантелями (утро –с 6.00 до 9.00). Цифрынужно обозначать от 0 до 24. Позже ребенок

будет машинально ассоциировать 1.00 с 13.00 и т. д. В качестве материала для изготовления поделки используйте плотный картон разных оттенков –светлого и темного.

Стрелки сделайте более прочными и закрепите на центральном вращающемся приспособлении (например, болтик с шайбочкой). Лучше всего изготовить сразу все –и часовую, и минутную, и секундную. Имея под рукой готовые часы, можно приступить к

На самодельном циферблате установите определенное время и попросите малыша назвать его. Пусть он также вспомнит, что он делает в указанный промежуток. Проведите несколько таких практических упражнений. Не забудьте уточнить, о каком времени суток идет речь. Поэтому использование двух разных изготовленных циферблатов более целесообразно. В дальнейшем, ознакомившись с предназначением минутной стрелки, малыш сможет точно назвать время.

Упражнение «наоборот»

Проведите тренировку, так сказать, в обратном порядке. Поручите ребенку выставить стрелки, означающие определенный период, а затем час.

Например, по заданию нужно указать период дневного сна. Малыш выставляет на циферблате час дня, а затем двигает минутную стрелку по кругу. Он должен понять при этом, что после ее двойного

движения, часовая сместится на цифру «3». Таким же образом можно поручить малышу

показать, сколько длятся его утренние сборы в садик (например, с 7.00 до 8.00) или отход ко сну (с 20.00 до 21.00).

Угадывание правильного времени

Используя оба циферблата, нужно расположить стрелки на них по

разному. Затем попросить малыша угадать, какое из них соответствует определениям «доброе утро» (9.00 или 15.00, «добрый вечер» (18.00 или 1.00, «приятного аппетита» (в разных вариантах

для завтрака, обеда и ужина).

Спешат часы или отстают?

Если малыш путается, в каком направлении должны двигаться стрелки, используется упражнение для определения, правильно ли идут часы. Для этого при заданном времени (например, 3 часа) установите стрелки вперед на несколько часов (4.00 или 5.00). Ребенок должен понять, что они спешат. Затем выполните упражнение для ситуации, когда часы отстают. Множество разнообразных упражнений станут для ребенка не просто обучением,

а увлекательной игрой, и вы легко сможете научить реб нка понимать время по часам. В результате он сможет легко освоить новые знания и при необходимости определять время

без особых трудностей.

Консультация «Как научить ребёнка трудиться посредством игры?» Главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь.

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?» Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки» Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить.

5 шагов, чтобы научить ребёнка понимать время и определять его по часам

Время нельзя увидеть или пощупать. Но если знать некоторые хитрости и практические приемы, можно легко научить ребенка понимать время и определять его по часам. Теория и практические задания, игры и упражнения, с которых можно начать — читайте и пробуйте.

Читайте также:
Сгустки крови в моче: о чём говорит симптом

На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание и память. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

Случается так, что уже в приличном возрасте люди признаются, что пользуются только электронными часами. И у всех одна причина — либо родители не объяснили им в детстве, как использовать часы со стрелками, либо объяснили ошибочно. Чтобы такого не произошло, важно не оставлять проблему без внимания. С чего же начать учить ребенка понимать время по часам?

Что должен знать ребенок, чтобы определять время по часам?

Прежде чем приступить к изучению времени, проверьте, насколько ваш ребенок понимает основы. Умеет ли он считать? Ориентируется ли в ключевых понятиях, связанных со временем? Нередко родители сталкиваются с трудностями в обучении и упорно не замечают корень проблемы (ребенок путает “лево” и “право”, недостаточно хорошо считает и т.д.) Поэтому будет полезно пробежаться по основным умениям и удостовериться, что пробелов, которые могут помешать ребенку продвинуться далее, нет.

Считать до 60

Как минимум. А лучше вообще до 100. Закрепляем навык счета упражнениями:

  • — называем двойные числа, которые видим (это могут быть ценники в магазине, номера домов и др.);
  • — тренируем обратный счет (от 100 к 1);
  • — учимся называть «соседей» круглых чисел (50 — соседи 49 и 51, 90 — соседи 89 и 91 и т.д.).

Считать числами, которые кратны 5

Наверняка вы уже объяснили ребенку, что такие числа всегда оканчиваются на 5 либо на 0. Осталось научиться без запинок их перечислять и использовать.

  • — считаем числами, кратными 5, в прямом и обратном порядке;
  • — моделируем задачи, где требуется считать пятерками (Влад решил отжиматься каждый день по пять раз. Сколько раз он будет отжиматься за неделю, две недели, месяц? Как изменятся эти числа, если со второго месяца Влад будет отжиматься не 5, а 10 раз в день?)

  • Пройдите 3 стартовые главы курса – и откройте доступ к разным категориям. Обязательно порешайте «Умный счёт» и «Логические задачи».
  • Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».

Различать «лево» и «право»

Для учебы в целом и чтобы не путать понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» в том числе.

Иметь общее представление о времени

Объясняем ребенку понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «прошлое», «настоящее», «будущее»; «утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки». Часто дети сами связывают время с конкретным событием: «утром я делал зарядку», «в обед я ел суп», «перед сном я чистил зубы» и т.п. Поэтому объясняя вышеперечисленные понятия, родителю лучше всего привязывать к ним конкретные события.

Успешно прошли подготовительный этап? Теперь можем учить ребенка понимать время по часам со стрелками.

Учим ребенка понимать время по часам со стрелками

Ох уж эти взрослые! И почему они разрешают смотреть мультики всего каких-то 15 или 20 минут? Для детей время — непонятная цифра. Чтобы разобраться, откуда она берется, понадобятся часы со стрелками. Если дома таковых нет, а есть только электронные, ребенку будет и вовсе сложно понять, что же такое время. Поэтому первый шаг для родителя — обзавестись настенными или специальными детскими часами, на которых будут четко видны цифры и стрелки.

Знакомим ребенка с устройством часов

Сперва объясните ребенку понятия «циферблат», «сутки», «часы», «минуты», «секунды»; «ровно час», «полчаса», «четверть часа», расскажите про часовую, минутную, секундную стрелки. Обратите его внимание, что все стрелки имеют разную длину. Пусть ребенок понаблюдает, какая из стрелок самая быстрая, а какая практически стоит на месте. И сколько времени требуется каждой, чтобы пройти целый круг.

Все основные понятия обязательно свяжите в одну логическую цепочку: в сутках 24 часа, 1 час — это 60 минут, а 1 минута — 60 секунд. Не проходите мимо понятий «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Дайте ребенку понять, что время всегда движется только вперед.

Учим ребенка «читать» часовую и минутную стрелки одновременно

Первым делом научите ребенка отсчитывать минуты интервалами, кратными 5. Минуты не указаны на обычных стрелочных часах, поэтому этот навык нужно отработать. Можно придумать легенду о том, что у каждого числа на циферблате есть своя «тень». 1 — это 5 минут, 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. «Тень» можно увидеть только тогда, когда на число указывает минутная стрелка. Когда ребенок будет легко ориентироваться в пятиминутных интервалах, расскажите ему про более мелкие промежутки.

Часовая стрелка тоже имеет два значения. В первой половине дня мы видим цифры такими, какими они предстают на циферблате, но после плотного полдника в 12:00 они начинают «толстеть»: 1 превращается в 12, 2 — в 14 и т.д. Забавная аналогия поможет ребенку быстрее уловить смысл.

Умение определять время по часам со стрелками необходимо закрепить на конкретных примерах. Чаще обращайте внимание ребенка на часы. Исправляйте его, если он будет неправильно называть время.

В идеале у ребенка должны быть «черновые» часики, которые он сможет «эксплуатировать», как ему угодно: выставлять на них время, дописывать «тени» каждой из цифр, подписывать названия стрелок. Для обучения можно использовать старые неработающие часы (настенные или настольные). В них нужно снять стекло, чтобы стрелки можно было вертеть. Если вы не нашли таких дома, мы предлагаем вам смастерить свои.

Читайте также:
Первая помощь при тепловом ударе

Мастерим самодельные часы

Самодельные часы помогут сделать время более осязаемым. При наличии нужных материалов, на их создание уйдет не более 15 минут.

Как смастерить часы самостоятельно

Основой для циферблата может стать одноразовая тарелка или круг из картона. Расчерчиваем круг пополам, потом еще раз пополам и наносим первые цифры. Далее каждую четвертинку аккуратно делим на три части и дописываем оставшиеся цифры. Циферблат готов, а значит, пора прикрепить стрелки. Вырезаем их из картона разных цветов и крепим на круг с помощью кнопки. Получившийся макет часов ставим рядом с настоящими часами.

Самодельные часы могут выглядеть необычно. К примеру, вот так:

Игры и задания с часами

Закрепить умение определять время по часам помогут игры и задания.

«Который час»

Покажите ребенку, как двигаются стрелки. Меняйте их положение и называйте время. Затем пусть ребенок выполнит это же упражнение. Изменяйте время по часовой и против часовой стрелки.

Усложняем игру. Показываем время на часах и ассоциируем его с событиями («вот 7:00», в это время мы просыпаемся», «вот 18:00, в это время мы ужинаем» и т.п.). Теперь предлагаем ребенку понарошку прожить весь день.

«Рисуем пиццу»

Самодельный циферблат хорош тем, что на нем можно делать свои пометки. Попросите ребенка провести линии от центра циферблата к числам и заштриховать каждый сектор своим цветом. Получится «цветной пирог» или «цветная пицца» (так будет проще понимать 5-минутные интервалы). Обозначьте вторые значения каждого из чисел (2 — 10, 3 — 15) и минуты (от 1 до 60).

«Режим дня»

Возьмите лист бумаги, распишите режим дня, и вместе с ребенком проиллюстрируйте его изображениями часов, в которых обозначен промежуток времени (8:00 — пора в школу, 15:00 — пора делать уроки и т.п.). Повесьте над кроватью или рабочим столом ребенка. Так ребенок научится не только делать все вовремя, но и ориентироваться во времени.

«Два варианта назвать время»

Расскажите ребенку, что время можно называть по-разному (к примеру, 1 час 18 минут — это восемнадцать минут второго и т.д.). Запишите на листке второй, более сложный вариант, и укажите цифры-подсказки, чтобы ребенку было проще справиться (пример: «без пяти восемь», числа подсказки — 9, 5, 5, 1). Постепенно откажитесь от подсказок.

«Кубики»

Для игры понадобится 4 игральных кубика и наши самодельные часы. Бросаем кубики попарно. Первая пара кубиков определит часы, вторая пара — минуты. Время, которое выпало, нужно установить на игрушечных часах.

  • Гибкий ум и уверенность Занятия на LogicLike развивают логическое и нестандартное мышление. Формируем уверенность: «Смогу решить любую задачу»!
  • Фундамент успеха Учим работать с информацией, тренируем память и внимание. Развиваем познавательный интерес и интеллектуальные способности.
  • Глоток «свежего воздуха» Родители могут потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на ЛогикЛайк интересно и взрослым.

Знакомим ребенка с электронными, солнечными, песочными часами

Когда ребенок научился определять время по часам со стрелками, пора познакомить его и с другими часами. Вам есть, куда двигаться дальше! Знакомство с электронными, солнечными, песочными часами поможет ребенку углубить свое понимание времени. Тем более, с ними будет не менее интересно разобраться.

Электронные часы более условны, чем часы со стрелками, по ним не отследить ход времени наглядно. Но если ребенок разобрался с тем, как считаются часы и минуты, то проблем возникнуть не должно. Обзаведитесь электронными часами и поручайте ребенку следить за временем и на них. В той же программе телепередач всегда указано время в электронном формате, поэтому первым делом можно запомнить, во сколько начинаются мультики и детские передачи.

Солнечные часы больше похожи на часы со стрелками, поэтому с ними будет проще разобраться. Осталось дождаться солнечного дня, начертить на песке круг, установить в центре деревянную палочку, сверить время с механическими часами и дорисовать циферблат. И можно завороженно наблюдать, как тень от палочки постепенно ползет по часовой стрелке.

Песочные часы также будет удобнее всего сопоставить со стрелочными. Они отмеряют совсем небольшие промежутки времени. Предложите ребенку одновременно наблюдать за секундной стрелкой на механических часах и ходом времени в песочных часах. Кстати, с ними намного веселее выполнять задания на время: застелить постель, сложить все игрушки в коробку и т.д., пока песок не перестанет сыпаться.

Научить ребенка понимать время не так сложно, как кажется. Решив эту проблему в детстве, вы поможете ребенку стать человеком пунктуальным, для которого ощущение времени не будет слабым местом.

В 5-7 лет у большинства детей — пик познавательной активности. И это во многом лучшее время, чтобы вместе интересно и разнообразно развиваться. Пока ребёнка не затянуло в школьные будни.

Как научить ребенка часам: советы родителям, как в игровой форме научить определять время по стрелочным часам

Жизнь современного ребенка расписана буквально по минутам, так как с 4-5 лет его водят не только в сад, но и на кружки, секции, на развивающие занятия. Поэтому важно, чтобы он как можно быстрее усвоил, что такое время, научился ценить его и определять по часам и не только о электронным.

Вопрос, как научить ребенка определению времени на часах, волнует многих родителей. Далеко не все дети вообще понимают, как можно определить то, чего не видно, не слышно, нельзя потрогать.

Читайте также:
Тиолепта: инструкция по применению, цена и отзывы

Но и совсем не уделять внимания такому аспекту воспитания, как ценность каждой минуты в жизни, тоже нельзя. Поэтому надо набраться терпения, продумать систему занятий и буквально каждый день следовать плану.

Краткое содержимое статьи

Почему определение времени дается детям нелегко

Разумеется, речь идет об определении времени по часам с циферблатом и стрелками, ведь на электронных часах или на телефоне ребенок очень быстро научится называть два двузначных числа – часы и минуты.

Но именно на циферблате видно, как идет время, что оно не стоит на месте, а все время движется вперед.

  • Если не следить за ним, время однажды убежит, и сразу будет ощущаться его острая нехватка. Все это ребенок должен познать на собственном опыте, тогда он научится ценить каждую минуту. Проблема в том, что многие дети начинают понимать это только в школьном возрасте.
  • Вторая причина – ребенок просто не умеет считать хотя бы до 60. А если и умеет, то не может называть числа не последовательно, а через пять: пять, десять, пятнадцать и т.д. Это умение многие постигают только после изучения умножения.

Наконец, мы учим ребенка понимать часы со стрелками и сталкиваемся с новой проблемой: ребенок не понимает, почему 15 часов на электронных часах и 3 часа на обычных – это одно и то же. Поэтому первичными должны быть знания о соотношении часов и суток.

Вывод таков: перед тем, как учить ребенка часам, необходимо опираться на уже имеющиеся у него понятия о времени и начинать знакомство с ним с больших отрезков: год, месяц, неделя, а потом уже переходить к меньшим. Также необходимо учить ребенка ценить время и понимать его скоротечность.

С чего начать знакомство с величиной время

На вопрос, в каком возрасте ребенок готов к разговору о времени, не будет иметь однозначного ответа. Один уже в 3 года знает дни недели и названия месяцев, другой и в 7 лет путает их. С этого и нужно начинать.

  • Самых маленьких можно учить, играя, например, в «День и ночь» или «Совушку». Каждый раз, зовя ребенка за стол, нужно уточнять: «Иди завтракать. Иди ужинать». Так быстрее усваиваются составляющие суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Обязательно нужно приобрести детские часы со стрелками, но циферблат которых разделен на 4 части, как в сутках. В течение дня предлагать передвинуть стрелку на тот сектор, который соответствует отрезку суток.
  • Так мы учим ребенка смотреть на часы и ощущать движение времени вместе с движением стрелок, а также его цикличности (все повторяется по кругу). Также нужно проговаривать, какие действия выполняются утром, днем, вечером и ночью.

Дети, которые ходят в садик, хорошо знают, что в неделе есть рабочие и выходные дни, что выходных меньше, чем рабочих, и что называются они суббота и воскресение. Запомнить будни по порядку детям, обычно, не сложно, особенно, если каждый день с утра называть день недели.

Еще легче они запомнятся, если неделя ребенка насыщена, и каждый день он посещает какой-то кружок. Если сегодня в бассейн, значит, это понедельник, занятия в изостудии, значит, вторник и т.д.

Важно дать понять ребенку, что время легко упустить, если не научиться им распоряжаться. Есть такая замечательная сказка Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени». По ней снят детский фильм. Старшим дошкольникам вполне можно прочитать эту книжку, чтобы на ошибках главного героя научиться ценить время.

Когда ребенок поймет, из каких дней состоит неделя, можно переходить к изучению названий времен года и месяцев. Он быстро поймет, что смена 4-х времен года означает, что прошел год, и с этим годом он стал еще старше, умнее, сильнее. И так год за годом он взрослеет.

Параллельно идет и усвоение основных математических понятий: цифр, счета в пределах первого, второго десятка, а затем и сотни. Полезно учить ребенка считать не только единицами, но и десятками, а затем и пятерками.

Так он быстро научится определять на часах минуты и поймет, что 60 минут — это час. Также важно учить ребенка наблюдательности. Надо создать такие условия, чтобы он заметил существенную разницу в длине стрелок на часах и скорости их вращения.

Первые шаги в знакомстве с циферблатом

Чтобы правильно научить ребенка часам, начинать надо со знакомства с принципом работы минутной стрелки.

Один оборот по циферблату она проходит за 60 минут, что есть час. От одной цифры до другой стрелка добирается за 5 минут. Двигается она всегда в одном направлении.

  • Если она смотрит строго вверх, на часах ровно столько часов, на сколько указывает часовая стрелка. На макете часов ребенка нужно попросить показать ровно час, ровно 3, ровно 5 и т.д.
  • Затем можно выучить с ребенком, что такое полчаса, где в этот момент находится минутная стрелка, и что часовая будет располагаться ровно посередине между двумя цифрами.
  • Также нужно проговаривать, что одно и то же время можно называть по-разному: 10.30, 30 минут одиннадцатого, половина одиннадцатого.
  • На первых порах не стоит заострять внимание на том, что название времени во второй половине дня можно называть не так, как в первой (22.30 и т.д.)
Читайте также:
Почему в ушах возникает треск и что с этим делать?

Усвоение умения определять на часах любое время

Теперь ребенок готов к пониманию времени. Ему легко объяснить, какое значение имеет минутная стрелка, оказываясь на той или иной цифре часов. Также он способен понять, какую цифру часовая стрелка уже перешагнула и к какой приближается.

  • Остается объяснить, что сутки – это два полных оборота часовой стрелки по циферблату, то есть 12+12=24 часа.
  • Обязательно нужно сравнивать время на электронных часах и обычных, чтобы у ребенка возник вопрос: что такое 13, 14, 15 часов и т.д., почему на циферблате нет этих чисел.
  • Вообще, желательно не напрямую учить ребенка, а подводить его к тому, чтобы он сам замечал какие-то противоречия и задавал вопросы.

Игры для усвоения временных понятий

Чтобы быстро научить ребенка часам, надо применять различные дидактические игры. На этапе знакомства с частями суток, например, можно играть в игру «Доскажи слово».

Взрослый говорит фразу, которую ребенок должен закончить: «Мы завтракаем утром, а обедаем…» или «Идем в детский сад утром, а возвращаемся …»

  • Поиграть можно и на детской площадке, объединив дошколят в круг. Взрослый с мячиком в центре круга. Он кидает мяч любому из детей и называет время суток, день недели или месяц, в зависимости от уровня подготовленности детей, а ребенок называет то, что следует за ним: «День – вечер, май – июнь, понедельник – вторник».
  • С группой детей можно поиграть в игру: «Неделя, стройся!» Каждому присваивается день недели. По команде «Врассыпную!» все разбегаются в пределах детской площадке, а по команде: «Неделя, стройся!» встают в ряд по порядку дней недели.

Подведем итог. Если родители задались целью научить ребенка определять часы, они должны набраться терпения и действовать последовательно.

Главный принцип – от простого к сложному и регулярность. Ну и никакого давления на ребенка. Если ему дается усвоение часов трудно, стоит отложить занятия на более поздний период.

Как объяснить ребенку время на часах

Чтобы научить ребенка понимать время, нужно проявить терпение и изобретательность. На помощь придут игровые видео, книги и тематические мультфильмы. Но главным уроком будут совместные занятия с ребенком.

Познакомьтесь с нашей пошаговой инструкцией обучения ребенка часам, которую мы составили на основе рекомендаций и разработок педагогов 1,2 .

Учим ребенка понимать часы со стрелками

Чтобы объяснить ребенку время на часах, нужно пройти семь этапов. От простого к сложному. И будьте готовы к тому, что повторение – мать учения.

1. Возьмите часы с тремя стрелками. Настоящие. Желательно диаметром не менее 20 см. Объясните ребенку, что такое циферблат, часы, минуты, секунды. Пусть ребенок сам определит, какая стрелка:

  • самая быстрая;
  • практически стоит на месте;
  • самая длинная;
  • короткая.

2. Перейдите к понятиям посложнее: ровно час (например, так: «это когда часовая стрелка показывает на любую из цифр, а минутная ровно на 12»), полчаса, четверть часа. Показываем их на циферблате. Приучайте ребенка смотреть сначала на короткую стрелку, потом на длинную.

Часы на этом этапе лучше взять игрушечные, поскольку на них удобно двигать стрелки и ставить нужное время. Кроме того, обычно они без секундной стрелки, что правильно – мы не пользуемся ею, когда узнаем время.

3. Логически свяжите новые знания в единую систему:

  • сутки длятся 24 часа;
  • в каждом часе 60 минут;
  • в каждой минуте 60 секунд.

Объясните, что время идет только вперед. Покажите движение «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки».

4. Учите понимать минутную стрелку. Объясните, что одно деление означает 5 минут. Если стрелка сдвинулась на два деления – это 10 минут (два раза по пять).

5. Закрепите полученные знания: на часах со стрелками минуты нужно высчитывать (в отличие от электронных). Остановитесь на этом подробнее. Объясняйте так: когда минутная стрелка показывает на цифру, у нее появляется второе значение: 1 – это 5 минут, 2 – 10 минут и т.д.

6. «Учимся понимать часовую стрелку». В сутках 24 часа, хотя на циферблате указаны цифры только от 1 до 12. Определите вместе с ребенком, сколько раз за сутки часовая стрелка обходит весь циферблат.

7. «Соберите» показания минутной и часовой стрелок.

Эти семь шагов проходятся, конечно, не за один день. Перед каждым следующим этапом не забывайте повторять предыдущий.

Встречается мнение, что современному ребенку нет нужды понимать время на часах со стрелками, так как такие часы – это явление прошлого. Сейчас время узнают на телефоне или электронных часах. Однако цель обучения состоит не в том, чтобы пользоваться именно такими часами, а в том, чтобы развивать ребенка. Формировать у него понятийное мышление.

Учимся понимать время по часам.

Видео

Пора ли учить часы

К успешному изучению времени ребенок должен быть готов, что определяется несколькими навыками 1,2 :

  • считать по порядку хотя бы до 60;
  • «читать» числа из двух цифр, то есть называть номера домов, даты на афишах и т.д.;
  • знать счет, кратный пяти: 5, 10, 15 и т.д.;
  • различать «лево» и «право» (чтобы не путать движение «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки»);
  • иметь общее понимание времени на уровне утро, день, вечер, ночь, вчера, завтра.

Если ориентироваться на возраст, то объяснение ребенку времени на часах можно начинать с 5-6 лет.

«Часовые» игры

Вокзал

Двигайте стрелки часов, объявляя отправление автобусов или поездов.

Читайте также:
Покраснение и шелушение под глазом

Пока бежит стрелка

Выполняйте вместе с ребенком определенные движения (прыжки, приседания, махи) в течение одной минуты – пока секундная стрелка делает круг.

Хлоп – секунда

Один быстрый хлопок в ладоши равен примерно секунде. Следите вместе с ребенком за секундной стрелкой и хлопайте в ладоши на каждое ее движение. Так ребенок интуитивно поймет длительность секунды.

  1. Консультация для родителей. Как научить ребенка понимать часы. сайт
  2. Пять шагов, чтобы научить ребёнка понимать время, сайт.

Как научить ребенка определять время по часам со стрелками

Тренируем полезный навык с помощью простых упражнений

Временем маленьких детей управляют родители, решая, когда малышам пора вставать, есть или собираться в детский сад.

Педагоги считают, что дети готовы научиться определять время по часам самостоятельно с пяти-шести лет, так как к этому возрасту они уже обладают всеми необходимыми навыками. Родителям же рекомендуется запастись терпением: понять абстрактное понятие времени детям довольно трудно, потому на обучение может уйти несколько месяцев.

Начинать изучение понятия времени лучше всего с помощью обычных аналоговых часов, благодаря которым ребенок может наблюдать, с какой скоростью стрелки двигаются по циферблату и сколько успевают пройти за определенный период.

Проверяем готовность ребенку к обучению

Специалисты называют несколько важнейших навыков, без освоения которых ребенок не сможет разобраться с устройством циферблата.

Вот что ребенок должен уметь, чтобы успешно освоить ориентацию по часам со стрелками:

Считать до 60

Может записать все цифры по порядку, умеет считать в обратном порядке, хорошо ориентируется в двузначных цифрах, легко называет «соседей» круглых чисел (например, 49 и 51 для 50).

Знать базовые понятия, связанные со временем

Понимает, что такое «утро», «день», «вечер» и «ночь», не путает «вчера» и «завтра», прошлое и настоящее, знает, что он делает утром, а что вечером.

Знает числа, кратные пяти

Этот числовой ряд, где все числа заканчиваются на пять или ноль, рекомендуется заучивать наизусть, как песенку: пять, десять, 15, 20 и так до 60.

Даем определение времени и часов

К возрасту пяти-шести лет ребенок, как правило, ориентируется в сутках, понимает, в каком порядке сменяются утро, день, вечер и ночь, и что эта последовательность не может быть нарушена. Он знает, что время нельзя повернуть вспять или вернуться в прошлое.

Самое время взять часы со стрелками и объяснить ребенку, что такое циферблат, что обозначают цифры на нем и расстояния между ними. Вводим понятия суток, часов, минут и секунд. Обязательно связываем эти единицы в логическую цепочку: в сутках — 24 часа, в часе — 60 минут, в минуте — 60 секунд.

Обращаем внимание ребенка на стрелки и просим его описать их: чем они отличаются друг от друга, как много времени им нужно, чтобы пройти целый круг. Дополняем наблюдения ребенка определениями: короткая и толстая стрелка показывает часы, а длинная и тонкая — минуты, самая быстрая стрелка, которая постоянно находится в движении, — секунды.

Чтобы лучше понять, что представляет собой минута и секунда, можно воспользоваться песочными часами или поставить таймер. Засеките время и предложите ребенку понаблюдать, как тонкая стрелка совершает полный оборот. Или попробуйте вместе с ребенком посчитать или прохлопать 60 раз, пока минутная стрелка двигается по циферблату.

Делаем часовой тренажер

Чтобы у ребенка была возможность потренироваться, возьмите неработающие часы со стрелками, которые можно крутить вручную, купите специальную игрушку-тренажер в магазине или сделайте его своими руками.

Для самодельного часового тренажера нужно два листа бумаги, фломастеры, ножницы и кнопка. Вырежьте два одинаковых циферблата, на одном обозначьте часы цифрами и минуты короткими засечками по краям, а на втором — минуты, кратные пяти.

Наложите круги друг на друга и скрепите их посередине. Сделайте небольшие надрезы по секторам на «часовом» циферблате, так чтобы получились окошки, которые можно отогнуть, чтобы увидеть «минутный» круг. Вырежьте часовую и минутные стрелки и закрепите их в центре кнопкой, чтобы их можно было легко вращать по кругу. Если ребенок умеет читать, то подпишете стрелки.

Разбираемся со стрелками

Часовая стрелка

Начинаем обучение с часовой стрелки. В первое время лучше ограничиться временным диапазоном в 12 часов, чтобы не путать ребенка.

Ранее мы обсудили устройство циферблата, и ребенок знает, какая из стрелок показывает на часы. Нам важно убедиться, что он хорошо это усвоил. На изготовленном тренажере выставляйте разное время и спрашивайте ребенка, который час.

Составьте вместе с ребенком расписание его занятий и попросите его выставить на часах время, когда он просыпается, завтракает, гуляет на улице или идет на занятие в секции. Возвращайтесь к этим упражнениям каждый день, чтобы закрепить навык.

Минутная стрелка

Ребенок уже знает, что такое минута. Ранее он наблюдал за движением стрелки по циферблату и пытался прохлопать ее ход по секундам. Теперь мы обращаем его внимание на пятиминутные промежутки между цифрами на циферблате.

Повторите с ребенком последовательность цифр, кратных пяти, указав их положение на циферблате. Объясните ему, что минутная стрелка пользуется секретным кодом, по которому «один» — это «пять», «два» — это «десять» и так далее. Чтобы ребенку было проще запомнить двоякое значение цифр, подпишите их карандашом на циферблате, и сотрите, когда ребенок будет без труда ориентироваться в этой последовательности. В последующем для проверки используйте нижний циферблат тренажера, где указаны минуты.

Читайте также:
Способы нормализации уровня гормонов у женщин

Дайте ребенку время привыкнуть к минутной стрелке и акцентируйте его внимание только на ней. Пусть он научится считать минуты, а когда освоится с ними, напомните ему о часовой стрелке. Например, выставите на тренажере время 12:05 и спросите у ребенка, который час. Повторяйте упражнение, пока ребенок не привыкнет к одновременному «чтению» часовой и минутной стрелок.

После того, как ребенок запомнил основные пятиминутные отрезки, предложите ему посчитать точки-минуты между ними. Пусть он подпишет каждую засечку карандашом и ориентируется на них. Предлагайте ребенку более сложные задачи, выставляя рандомное время на циферблате.

Внедряем тренировки в ежедневную рутину

Специалисты рекомендуют заниматься с ребенком, задавая ему вопросы и решая вместе задачи с часами, каждый день. Важно, чтобы понятие времени стало для ребенка максимально конкретным. Потому, отвечая на вопрос ребенка, когда он будет обедать или пойдет на занятия, лучше сказать: «Через десять минут» или «В два часа» и избегать расплывчатых формулировок «скоро» или «позднее».

Игры на определение времени

«Раскрасить время»

Рисуем на листе заготовки циферблатов, разделяя их на 12 секторов линиями, и просим ребенка закрасить сектор, соответствующий трем часам дня в зеленый цвет. Экспериментируем с разными часами и цветами.

«Хронометраж»

Рассказываем сказку, но дополняем ее точным обозначением времени, когда случилось описываемое событие, и просим ребенка показать на тренажере соответствующее положение часовой и минутной стрелок.

«Яичные часы»

Делаем десять маленьких циферблатов, показывающих разное время, и приклеиваем их на дно ячеек закрывающегося яичного лотка. Кладем внутрь шарик, закрываем лоток и предлагаем ребенку хорошенько его потрясти. Открываем лоток и просим ребенка назвать время, указанное в ячейке, в которой оказался шарик.

Учим ребёнка определять время по часам: когда и как

Чувство времени очень важно для любого человека, ведь от этого зависит эффективная организация его деятельности. Заботливые родители ещё до школы задумываются о том, как научить своё чадо определять время по часам. Это поможет ребёнку стать более дисциплинированным, пунктуальным, самому планировать свой день. Как же правильно преподнести малышу полезные знания? Как заинтересовать дошкольника?

В каком возрасте ребёнок готов понимать время

Очевидно, что ребёнку лучше всего разобраться с определением времени по часам до того момента, когда он пойдёт в школу. Хорошо, если малыш сам проявит интерес к данной теме, задавая маме вопросы: «А 10 минут — это очень долго?», «Как скоро мы пойдём гулять» и пр.

Замечательно, если ребёнок сам проявляет интерес к теме времени, устройству часов, задаёт родителям соответствующие вопросы

Прежде чем приступить к обучению, родители должны дать крохе общие представления о времени (как оно движется, что такое прошлое, настоящее и будущее, время суток).

Обычно это объясняют дошкольникам в детском саду. Однако не все дети посещают дошкольное учреждение или делают это нерегулярно.

Кроме того, чтобы понять, как устроены часы, ребёнок должен уметь считать до 60 и знать, как пишутся указанные числа. Также будет замечательно разобраться в счёте пятёрками и десятками (это необязательно, но будет просто идеально).

Поэтому конкретный возраст, с которого нужно начинать учиться определять время по часам, нельзя назвать однозначно (каждый ребёнок индивидуален, равно как и темпы его развития). Кто-то бывает готов к этому уже в 5 лет, кто-то только в 7 лет.

Начинаем с самого́ понятия времени: как в нём ориентироваться, что такое сутки

Как уже было сказано, прежде чем знакомить малыша с часами со стрелками, нужно, чтобы он осознал само понятие времени (делать это можно задолго до занятий с часами, уже в 3–4 года). Сложность в том, что время абстрактно, его нельзя увидеть или потрогать руками. Информацию следует разбить на конкретные блоки.

    Время не стоит на месте, оно всё время движется, «течёт». Есть прошлое — то, что уже было и никогда не вернётся, настоящее — один миг, который происходит сейчас, будущее — события, которые ещё наступят. Нужно обязательно приводить конкретные примеры: «Сегодня утром ты гулял во дворе, сейчас мы с тобой разговариваем, вечером будем есть вкусный ужин». Также полезно разглядывание фотоальбома («Смотри, какой ты был маленький, и какой стал»). Обязательно следует использовать дидактические материалы, например, игру «Сначала и потом». Ребёнку предлагаются картинки предметов и объектов, а потом другие карточки с изображением того, что с ними стало по прошествии времени. Задача дошкольника — составить пары карточек.

Подобный материал поможет ребёнку почувствовать, что время не стоит на месте, а всё время движется

Существуют времена года, которые сменяют друг друга. Это малышу понять довольно просто. Объяснение опять-таки подкрепляется наглядностью. Также нужно упомянуть, что год делится на месяцы, месяц — на недели, в каждой неделе 7 дней.

Обычно дети легко понимают, что такое времена года

Ключевым понятием в данном случае будут части суток. Ребёнок должен усвоить, что сутки делятся на 4 части. Всего же они длятся 24 часа. Запомнить понятия «утро», «день», «вечер», «ночь» помогут опять-таки картинки, а также ассоциации («Утром ты идёшь в садик», «Вечером ты ложишься спать»). Можно ориентироваться по солнышку: утром оно только встаёт над горизонтом, днём находится высоко в небе, вечером опять опускается, ночью солнце скрывается, зато на небе видна луна).

Читайте также:
Смерть от панкреатита

Ключевым понятием для обучения станут части суток

Как мотивировать ребёнка быстрее научиться распознавать время на часах

Конечно же, для успешного обучения дошкольник сам должен быть заинтересован разобраться с устройством часов со стрелками. Мотивация может быть следующей:

  1. Рассказать малышу, что часы просто необходимы человеку, чтобы никуда не опаздывать, распределять своё время.
  2. Почаще обращать внимание на временные промежутки: «Сейчас я закончу свои дела, и через 15 минут мы пойдём гулять», «Ты ляжешь спать в 9 часов, а пока можешь поиграть» и т. п.
  3. Повесить в комнате ребёнка оригинальные часы, привлекающие его внимание, и предложить научиться их понимать.

Оригинальные настенные часы обязательно привлекут внимание ребёнка

Купить песочные часы и опытным путём показать сыну или дочке, как «убегает время». Затем рассказать, что время нужно ценить, показать, что есть и другие часы, которые помогут определить, сколько конкретно прошло времени.

Перед тем как знакомить малыша с часами со стрелками, можно показать ему песочные

Приобрести ребёнку красивые наручные часы. Это будет стимулом научиться определять время, ведь этот аксессуар неинтересно носить просто в качестве украшения.

Чтобы мотивировать ребёнка, можно купить ему красивые наручные часы

Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов

Обучение определению времени по часам целесообразно опять-таки разбить на отдельные занятия.

Запоминание и понимание чисел

Многие старшие дошкольники уже хорошо умеют считать, некоторые дети даже до ста. Однако в данном случае важно запомнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и т. д. до 60).

Даже если малыш хорошо умеет считать, важно, чтобы он выделял числа, кратные пяти

Можно объяснить, что нас интересуют числа, которые оканчиваются на 0 и на 5.

Знакомство с циферблатом и стрелками

Знакомить ребёнка с циферблатом проще на игрушечных часах. Они бывают плоскими или же более объёмными. Главное — чтобы отчётливо были видны цифры и легко вращались стрелки.

Обучать ребёнка лучше не на настоящих часах, а на игрушечных, где отчётливо видны цифры и легко вращаются стрелки

Сделать такую вещь можно и самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.

Сделать часы для обучения можно и самостоятельно

Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты).

Необходимо вскользь упомянуть и про секундную стрелку, рассказать, что она бывает не на всех часах. Это стрелочка, которая движется очень быстро, ведь секунда — очень короткая единица времени, это буквально один миг.

Далее взрослый объясняет, что хотя в сутках и 24 часа, на циферблате отражено только 12 цифр. Всё дело в том, что за сутки часовая стрелка (короткая) обходит круг два раза.

Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой

Вначале стоит акцентировать внимание ребёнка на движении часовой стрелки (минутную пока не трогаем). Например, мы ставим короткую стрелку на отметку «2» и объясняем малышу, что часы показывают, соответственно, 2 часа (если позволяет конструкция игрушечных часов, минутную стрелку можно пока снять).

Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый.

Вначале пусть малыш научится определять точное время (только часы, без минут)

Переходим к минутам

Затем к обучению присоединяется минутная стрелка. Вначале лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная стрелка стоит на отметке «6» (одновременно «30»). Можно сравнить это с половиной пирога.

После этого переходим к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате, или четверть пирога).

Вначале проще показать, что такое полчаса и 15 минут

После этого уже переходим к остальным минутным промежуткам — демонстрируем ребёнку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно выставить тот или иной по заданию взрослого.

Пусть дошкольник показывает на часах самые разные временные промежутки в минутах

Вначале может быть немного сложно, но многократные повторения сделают своё дело. Кроме того, чтобы проще было считать большие промежутки, можно вначале разделять их на две части: 30 минут и 10 минут — получается 40 минут.

Затем следует рассказать ребёнку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т. д. Нужно обратить внимание малыша, что эти деления чаще всего не подписаны, а просто отмечены короткими отрезками или точками. Это делается, чтобы не загромождать циферблат.

Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти

Также стоит заметить, что взрослые иногда округляют время. Например, если минутная стрелка показывает 29 минут, то часто говорят «сейчас 30 минут» и т. д.

Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах

Когда кроха научиться отдельно показывать на циферблате заданные часы и минуты, можно объединять эти единицы. Опять-таки вначале взрослый показывает различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Затем уже тренируется дошкольник.

Здесь есть один нюанс. Малыш должен усвоить, что когда движется минутная стрелка, то и часовая чуть-чуть сдвигается. Например, если время 5 часов 30 минут, то часовая стрелка будет не на отметке «5», о посередине между «5» и «6» (Ведь уже не ровно 5 часов, а прошло определённое время).

Ребёнок должен понять, что когда движется минутная стрелка, то медленно перемещается и часовая

Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время

И последний этап обучения — объяснить ребёнку, что существует «ночное» и «дневное» время (мы уже говорили ему ранее, что в сутках 24 часа, и часовая стрелка за это время дважды обходит циферблат).

Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр, который легко сделать своими руками:

    Нужно вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «дневной», на нём пишутся цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночной» (цифры от 13 до 24). На первом циферблате делаются небольшие надрезы — так, чтобы цифру можно было слегка отогнуть. Также изготавливаются стрелки.

Нужно вырезать два циферблата разного цвета и подписать на них разные цифры

Циферблаты скрепляются между собой (их фиксируют стрелки). Сверху находится «дневная» часть. Затем мы показываем ребёнку, например, 4 часа утра и показываем, какая «ночная» цифра этому соответствует (это будет 16 часов).

Вначале взрослый показывает «дневной» час, а затем, отгибая окошко, демонстрирует «ночной»

Следует понимать, что деление на «ночное» и «дневное» время довольно условное. Ведь 2 часа — это, по сути, ночь, а не день, а 15 часов — день, а не ночь. Ребёнок просто должен понять, что когда мы говорим, например, 19 часов, то это вечер, но часовая стрелка будет указывать на цифру 7 и т. д. А потренироваться в этом он как раз-таки может на указанном тренажёре.

Тренажёр поможет ребёнку запомнить, какие «ночные» цифры соответствуют «дневным»

Как научить ребенка определять время

Для чего ребенку понимать время

Понимание временных промежутков, того, что время нельзя остановить, вернуть назад; что оно идет только вперед, и его можно измерить – это то, что даст ребенку изучение этого важного вопроса. И это далеко не полный список, восприятие времени ребенком поможет ему:

  • приучиться к дисциплине;
  • легче соблюдать режим дня;
  • постепенно научиться планировать свое время;
  • организованный ребенок вырастает успешным взрослым.

Когда начать

Начать обучение ребенка понимать время по часам можно в 3 года, в 4-5 или 6-7 лет. Решать вам. Психологи и педагоги советуют приступить к обучению примерно в шестилетнем возрасте, когда ребенок умеет считать до 100 и складывать цифры. Знание таблицы умножения на 5 тоже может помочь в этом.

Значит ли это, что не нужно затрагивать тему времени до достижения ребенком шести лет? Нет. Даже младенец чувствует смену дня и ночи. Подрастающего малыша постепенно знакомим с понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь». Рассказываем, какое время суток для сна, игры, прогулки. Ближе к двум годам изучаем времена года, месяцы и дни недели. Планируем режим дня вместе – малыш узнает, что такое до и после, какие бывают отрезки времени. «После завтрака посмотрим мультик», «будем гулять до обеда», «почитаем книжку перед сном», «через 10 минут пойдем играть», «через час придут гости» – так и приходит время для ребенка знакомиться с часами.

Играем с малышами

Почему играем? Так ведь в игре обучение проходит легко и приятно, не утомляя деток. В 2,5 – 3 года это будут игры во времена года, в части суток, затем и знакомство с циферблатом, стрелочками, часами и минутами.

В помощь родителям всевозможные мультики про времена года, слайды, книги, яркие картинки, ассоциативные карточки, лото с картинками, тематические стихи. Что-то можно приобрести в магазине, часть самим смастерить или распечатать из интернета. Хорошо работают ассоциации.

  • Зима – холодно, снег, лед, Новый Год, Дед Мороз, елка, теплая одежда, санки.
  • Весна – тает снег, первые почки, первые зеленые листочки, первые подснежники.
  • Лето – солнечно, жарко, море, песок, ягоды, фрукты, мороженное, легкая одежда.
  • Осень – листья желтеют и опадают, дожди, зонт, резиновые сапоги, птицы улетают на юг.

Можно использовать карточки, картинки или лото для этой игры. А можно поиграть и в слова. По такому же принципу строится игра в части суток. Показывайте детям картинки, обращайте внимание на то, что происходит за окном.

Солнце высоко или низко, на улице смеркается или уже темно. Привязывайте ко времени суток конкретные действия малыша. Утром – проснулся, умылся, почистил зубки, покушал. День – игры, прогулка, обед, дневной сон и так далее.

К 4-5 годам ребенок обычно знает цифры от 1 до 20, можем приступать к изучению стрелок. Обратите внимание, в какую сторону двигаются стрелки, как называются, чем отличаются. Одна короткая – показывает часы вторая длинная – отсчитывает минуты. Первая стрелка часовая, передвигаем ее по кругу и спрашиваем ребенка, который час она показывает. Покажите малышу, что в это время минутная стрелка на 12.

Получается? Переходим к минутной стрелке. Покажем, что она делает полный оборот за час. Как показать отрезок времени 5 минут? Сдвинем стрелку с 12 на 1, потом с 1 на 2 – это 10 минут и так далее. С половинами и четвертями не спешим, ребенку сложнее их усвоить. Пока двигаем стрелку по кругу и считаем пятерками.

Игры с часами для старших деток

В 6-7 лет учиться определять время по часам для ребенка легче. У него активно развивается логика, внимание и память. Ребенок за несколько занятий поймет, как обращаться с часами, и время для него уже не будет таким абстрактным понятием.

В этом возрасте дети хорошо усваивают временные обозначения, правильно их употребляют. Сложности все еще возникают с пониманием временных интервалов. Ребенок часто не знает, сколько же длится минута, 5 минут, … Кто-то думает, что за это время можно успеть покушать, сходить на прогулку, в магазин. Как часто мы слышим: «Мама, пожалуйста, еще 5 минут!», а через условленное время видим искреннее удивление ребенка. Это время прошло незаметно для него.

Обучение шестилеток проводим тоже в виде игры. Играем со стрелочками настоящих часов или муляжа, рисуем и раскрашиваем часы и дорисовываем стрелочки. Играем, как и с пятилетками, но уже комбинируем стрелочки – часовую и минутную. Устанавливаем стрелки в любом положении и просим ребенка назвать время. Получается хорошо? Можно усложнить задание, попросив его записать полученное, как на электронных часах.

Следующий шаг – мы называем время, а ребенка просим расположить правильно стрелки. После этого переходим к изучению отрезка времени длиной в минуту.

Детям довольно сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Справиться с этим поможет одна простая и увлекательная игра «сколько дел можно сделать за минуту». Кто-то нарисует рисунок за это время, кто-то выпьет сок и съест все печенье. На что способен ваш ребенок? Играем, экспериментируем, находим свои варианты, засекаем одну минуту, две, пять. Пусть процесс обучения будет веселым и забавным. Засекаем, сколько времени уходит на повседневные дела – завтрак, умывание, чистка зубов, одевание, прогулка, мультик. Можно подарить ребенку красивые наручные часы или яркие, веселые часы с крупными цифрами в детскую.

Четверть, половина, час

Когда ребенок немного разберется с часами, сможет называть время, можно приступать к изучению таких понятий, как четверть и половина. Для наглядности нарисуем часы и заштрихуем или раскрасим отрезок в 15 минут, в 30 минут. Объясним, как понимать выражения «без десяти минут», «без пятнадцати минут». Расскажем, что без двадцати час это 12 часов и 40 минут.

Отличным примером может послужить яблоко. Целое яблоко – час. А если разрезать на две половины? На 4 части?

Наглядным пособием для ребенка может быть разрезанная на четыре части круглая пицца, круглый торт или пирог. За какое время ребенок сможет съесть кусочек? За четверть часа или быстрее? Предлагаю поиграть, это будет по душе любому ребенку.

Часы своими руками

Заниматься можно на любых часах с циферблатом, настоящих или муляже. Может быть, вы задавались вопросом о том, почему именно механические часы, когда у каждого ребенка есть различные электронные гаджеты. Да и время так выучить кажется проще, но это неправильное решение. Электронные часы не дадут представления о ходе времени. Не стоит переживать, ребенок легко перестроится на электронные часы после обучения на механических.

Для того чтобы научить ребенка понимать время по часам, можно купить часы-муляж. Еще лучше смастерить самим. Это очень просто и не займет много времени. Вариантов очень много, выбирайте то, что подойдет именно вам.

Часы из двух одноразовых пластиковых тарелок – на одной тарелке пишем цифры от 1 до 12, на другой минуты – 5, 10, 15 и т.д., добавляем самодельные стрелки. Все скрепляем между собой кнопкой и надрезаем края тарелок. И приступаем к занятию. Можно взять две тарелки разного диаметра. На меньшей пишем часы, на большей – минуты. Скрепляем так же, только не надрезаем.

Часы можно сделать из картона. Берем квадратный лист картона, чертим круг циркулем или обводим тарелку. Отмеряем центр, рисуем цифры, вырезаем из картона стрелки. Все скрепляем. Можно оставить часы квадратными или вырезать круг. Или предложить ребенку поучаствовать и придумать свой дизайн. Ему будет вдвойне интересно заниматься по часам, сделанным своими руками.

Закрепляем результат

Занятия с ребенком эффективны, когда они непродолжительные и проводятся регулярно, в игровой и доступной форме. Занимайтесь каждый день и с удовольствием, не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится. Проговаривайте время вслух, обращайте его внимание на стрелки, в каком положении они находятся в данный момент. Не торопите своего ребенка, у каждого свой темп развития, в частности в понимании времени. А полное понимание приходит лишь к десяти годам. Используйте на практике новые знания. Дайте ребенку возможность самому говорить, который час. Он может напоминать вам, что через 5 минут нужно включить мультик, а через полчаса вы договорились почитать вместе книжку. Скоро он привыкнет пользоваться часами, определяя в какое время пора выходить из дома или ложиться спать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: