Угасание сосательного рефлекса у ребенка – Педиатрия

Сосательный рефлекс

Привожу статью, полностью с ней согласна.

К слову как педагог, психологией занимаюсь как в профессиональной деятельности, так и в сфере личных интересов — поэтому не нужно ее воспринимать как копирование безмозглой домохозяйки и фанатки ГВ.

Каждая фраза статьи полностью подтвержается современными концепциями психологии новорожденных и детей малого возраста. Поэтому прощу не спорить — Уважаемые мамы ИВ, которые не совсем адекватно иногда реагируют на подобные посты, я пишу для тех кто согласен с данной точкой зрения и хочет узнать что то новое по теме, и для тех кто еще не определился, и возможно заинтересуется коцепциями психологически обоснованного естетвенного родительтва.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные — и приведеннные возрастные рамки показывают минимальный и максимальный возраст угасания данного рефлекса).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
Сосание посторонних предметов:
• пальца (самое распространенное);
• материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
• канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
• собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
• любимых игрушек, и прочего.
Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны ” источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя ” (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают ” активную и пассивную ” формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма — болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко — выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата — снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются — он совершает поступательные движения — вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки — она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Читайте также:
Почему ребёнок не слушается и что с этим делать?

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
— Трещины, ссадины, травмы сосков
— Лактостаз, мастит
— Недостаток или избыток молока;
— Маленький набор в весе;
— Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
— Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
— Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало — цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка — он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Угасание сосательного рефлекса у ребенка – Педиатрия

Как очаровательно выглядит трехмесячный карапуз, донесший пальчик до ротика! Но совершенно по-другому смотрится трехлетка, постоянно сосущий палец.

Почему же так происходит и что делать, если «палец во рту» вошел в привычку?

Вкусные пальчики

Впервые палец во рту оказывается у ребенка еще в те времена, когда он находится в утробе матери. Почему еще не рожденный малыш сосет палец, ученые могут только делать предположения. Одно из них – подготовка к грудному вскармливанию, развитие сосательного рефлекса. Второе – попытка успокоиться, ощущая материнскую тревогу. Какое из этих объяснений верно? Сам ребенок, конечно, не может ответить на этот вопрос, а достаточных научных данных пока нет.

В 3 месяца «палец во рту» становится достижением ребенка. Несмотря на всю внутриутробную тренировку, лишь в этот период координация движений становится достаточной, чтобы произвольно, т.е. по собственному желанию, а не случайно, донести до рта руку. Малыш еще несколько недель будет продолжать осваивать координированные движения «рука – рот», и мешать ему в этом было бы ошибкой.

Но вот ребенку уже около 1 года или больше. И родители замечают, что он снова сосет палец, чаще всего большой.
И чувствуют тревогу, ведь если привычка закрепится, проблем не избежать. Родителей пугают глисты, неправильное формирование прикуса, да и просто – это некрасиво!

И начинается борьба «с пальцем», часто столь жестокая, сколь и бессмысленная. Ведь сосание пальца имеет разные причины, и в каждом случае нужно действовать особо, чтобы помочь ребенку.

Мешает ли сосание пальца самому малышу? Скорее нет, чем да. Пока ему не исполнится 5–6 лет, сверстники вообще не обратят на это внимание, а предметом насмешек он станет не раньше чем в школе. Так значит, эта детская привычка мешает скорее нам, взрослым. Сосание пальца – достаточно яркий симптом, свидетельствующий о возможном психологическом неблагополучии малыша.

Помощь заключается не в том, чтобы избавиться от симптома, а чтобы выявить проблему, которая ведет к такому поведению. Именно поэтому запрещение сосать палец, битье по рукам, убеждения ни к чему не ведут. Они не решают той проблемы, которая привела к возникновению вредной привычки! Давайте попробуем разобраться с основными причинами сосания пальца.

Сосательный рефлекс

  • Моему Костику 5 месяцев. Меня беспокоит то, что он часто сосет свои пальцы. К сожалению, у меня было мало молока, и уже к концу первого месяца жизни Костик получал питание из бутылочки. Проблема началась в 3 месяца, когда малыш «нашел» свои ручки. Он быстро натренировался, и пальчики теперь находятся во рту слишком часто. Костик долгожданный, любимый ребенок, и все в нашей семье относятся к нему с нежностью и вниманием. Но я не могу понять, чего же ему не хватает?
Читайте также:
Азитромицин как принимать при воспалении придатков

Младенцы до 1 года нередко сосут пальчики, если их сосательный рефлекс не удовлетворен в той мере, в которой необходимо. У некоторых детей рефлекс сильнее, чем у других, и даже в условиях грудного вскармливания они сосут все вокруг, включая собственные руки.

Речь о неудовлетворенном сосательном рефлексе может идти в следующих случаях:

  • Вашему малышу не более 1,5 лет. В норме этот рефлекс начинает постепенно затухать в возрасте полугода и окончательно угасает около 1,5 лет.
  • Ребенок слишком быстро ест, например проводит у груди или бутылочки 5–10 минут. Если вскармливание грудное, то причиной может быть «тугая» грудь при слабых мышцах рта у малыша. Или же наоборот – молока много, и малышу почти не нужно трудиться. При искусственном вскармливании причиной нередко становится слишком большая дырочка в бутылочке.

При отсутствии грудного вскармливания кроха не умеет пить из бутылочки – например, пьет только из ложки. Это может произойти и в той ситуации, когда мама сознательно не приучает малыша к бутылочке, надеясь вернуться к грудному вскармливанию после вынужденного перерыва – например, после приема лекарств, несовместимых с кормлением грудью.

Если вы предполагаете, что инстинкт сосания может быть не удовлетворен, можно предпринять следующее:

  • Продлите время сосания груди. Если малыш находится на грудном вскармливании, не спешите заканчивать кормление. Позвольте крохе находиться у груди и 30, и 40 минут, даже если он лишь чуть-чуть ее подсасывает, уже заснув. Особенно актуальна эта рекомендация для малышей первых месяцев жизни.
  • Если ваш малыш «искусственник», то следите за тем, как долго он сосет бутылочку. Хорошо, если отверстие в бутылочке подобрано так, чтобы ребенок сосал 15–20 и более минут. Соска к бутылочке должна быть подобрана по возрасту, о чем можно прочитать на упаковке.
  • Купите пустышку. В настоящее время ведутся споры о том, нужна ли она ребенку. Конечно, выбор за вами, но если у малыша сильно развитый или недостаточно удовлетворенный рефлекс сосания, то пусть он лучше сосет качественную соску, чем у него сформируется привычка сосать палец или язык. В конце концов, от соски отказаться легче, после 1,5 лет «подарив» ее другому малышу, а вот палец или язык подарить не получится.

Стоит отметить, что у малышей до 1 года неудовлетворенный сосательный рефлекс – не единственная причина, чтобы сосать пальчики. Часто рука ребенка оказывается у него во рту в тот момент, когда он хочет есть. Тогда кроха с жадностью начинает ее сосать, раздражаясь и плача, что из нее не течет молоко. Такое сосание пальцев не перерастет в привычку, если мама будет своевременно реагировать на подаваемые сигналы, а еще лучше – предлагать грудь прежде, чем малыш будет слишком голоден.

Также уже в этом возрасте одной из причин может быть скука. Если мама проводит много времени с малышом, ласкает его, берет на руки, играет, то у ребенка остается не так уж много времени на сосание пальцев или других предметов. Кроха все равно будет «все тянуть в рот», но по-другому. Предмет или пальчики оказываются во рту на несколько секунд, затем ребенок вынимает их и рассматривает. Затем снова «пробует на вкус», уже чуть более длительное время, затем снова рассматривает. Эта последовательность может повторяться несколько раз. Также в нее включаются и другие действия: малыш может стучать предметом (или рукой по какой-то поверхности), трясти его, кидать. Все это – исследовательское поведение. Если же вы видите, что кроха «застыл», его взгляд стал отсутствующим и он сосет палец или что-то еще – пора отвлечь его, пока это не стало вредной привычкой.

Вредная привычка

  • Моей дочке Лизе 2 года 5 месяцев. У нас проблема: малышка не может заснуть, не пососав большой палец на правой руке. Я замечаю, что палец также оказывается во рту, когда Лиза смотрит мультфильмы или когда она устает или расстраивается. Но я не хочу пока мазать пальцы чем-то горьким, мне жалко свою дочку. Как помочь малышке избавиться от этой привычки?

Давайте для начала разберемся, что же такое «привычка». Привычка – это любое повторяющееся поведение, сформировавшееся по принципу «стимул – реакция», с каждым разом возникающее все более автоматически. Иначе говоря, когда-то случилось так, что ребенок был слишком возбужден перед сном, в ротик ему случайно попал пальчик. Ощущения понравились малышу: пальчик теплый, и его посасывание было приятным. Кроха успокоился и заснул. Через несколько дней ситуация повторилась, ребенок повторил и действие: засунул палец в рот, чтобы заснуть. И постепенно это вошло в привычку: даже когда малыша ничего не тревожит, он должен взять палец в рот перед сном. Это стало «кнопкой», включающей засыпание.

Привычки, которые помогают успокоиться, распространяются и на другие ситуации, в которых ребенок испытывает негативные эмоции. Вечерняя усталость, пребывание в одиночестве в своей комнате, недовольство родителей поведением малыша, испуг – эти и другие похожие ситуации требуют успокоения. И на помощь приходит «сладкий пальчик», становясь универсальным средством!

Часто родители недоумевают: ребенок любимый, вниманием не обделен, стрессов не переживал, так откуда же привычка, похожая на невротическую? Родители начинают копаться в себе, выискивая тайные проблемы, влияющие на малыша. Возможно, эта «работа над собой» и небесполезна. Но все же сосание пальца, особенно в возрасте до 3 лет, далеко не всегда связано с чем-то очень серьезным. На втором-третьем году жизни кроха переживает целую эпоху стереотипных форм поведения (повторяя что-то вновь и вновь), которая затем сменяется новым этапом развития. И проблема «пальца» может сама бесследно исчезнуть.

Читайте также:
Продолжительность климакса у женщин

Если разобраться, то мы все состоим из привычек. Наличие привычек оптимизирует нашу жизнь, иначе мы тратили бы массу времени, каждый раз перебирая варианты возможных действий в уже знакомых ситуациях. Вот и сосание пальца для ребенка – это «палочка-выручалочка», помогающая ему успокоиться и уравновесить внутреннее состояние. Нет, автор не утверждает, что сосать палец – это хорошо. Но нужно понимать, что эта привычка несет для ребенка ту же пользу, как для нас, взрослых, другие действия, помогающие успокоиться. Мы покусываем кончик ручки, обдумывая проблему, теребим кулон или прядь волос, потираем руки, дотрагиваемся до губ или висков. Каждому из нас требуются определенные привычки, помогающие в сложных ситуациях.

Все это означает только одно: если вас раздражает привычка ребенка сосать палец, то вы должны научить его другим способам успокаиваться или занимать себя. Нельзя просто искоренить привычку, не предложив ничего взамен. Она либо вернется в первоначальном виде, либо перейдет в другую, не менее раздражающую: обгрызание ногтей, посасывание губ или языка, сосание игрушки и т.д. Именно поэтому в случае устоявшихся привычек так неэффективны бывают запреты, воспитательные беседы, намазывание пальца чем-то невкусным. Все эти меры не предлагают ничего взамен.

Итак, если сосание пальца – это привычка, то вы можете действовать таким образом:

  • «Поймайте» привычку в самом начале. Помните, чем дольше продолжается цикл «стимул – реакция», тем привычнее становятся нежелательные действия. Посмотрите, в какой ситуации малыш сосет палец – при скуке, тревоге, усталости? Предложите замену. Например, если ребенок сосет палец перед сном, вы можете сделать ему массаж пальчиков и всего тела, при этом что-то тихо напевая. До сна можете предложить крохе игры с водой, которые прекрасно стимулируют нервные окончания всего тела, в том числе и пальцев: те же тепло, вода, массирующее воздействие, как и при сосании. Создайте такой ритуал укладывания, который поможет малышу расслабиться без сосания пальца.
  • Есть ли пример? Часто дети, приобретающие дурные привычки, неосознанно копируют важных для них людей. Например, ребенок может подсмотреть привычку сосать палец у брата или сестры (как младших, так и старших) и даже у взрослых, если кто-то из них в задумчивости может посасывать пусть не сам палец, а косточку на руке. Если примером стал кто-то из взрослых, ему нужно самому избавиться от данной привычки, иначе все остальные меры будут неэффективны. Если примером стали брат или сестра, подумайте, как вы организуете время, которое проводите с детьми? Достаточно ли уделяете каждому позитивного внимания? Если оба ребенка сосут пальцы – проблема серьезнее и глубже: лучше проанализировать ее с психологом.
  • Отвлекайте, но с умом. Когда вы видите, что кроха сосет палец, лучшее, что вы можете сделать, – это мягко отвлечь малыша, не упоминая при этом, что он делает что-то не то. Вы можете пригласить его поиграть, потанцевать, заняться поделками, развивающими мелкую моторику, почитать книгу. В общем, заняться любым делом, чтобы кроха не сосал палец просто от скуки. Если ребенок сосет палец в состоянии усталости, нужно его обнять, приласкать, сделать общий массаж и массаж рук. Хорошо, если у вас в запасе будут веселые стихи, под которые можно заняться пальчиковой гимнастикой. Но при этом важно помнить следующее: если вы начинаете заниматься с ребенком только после того, как увидите «палец», то привычка сосать его никуда не исчезнет. Просто «палец» станет кнопкой включения общения с вами. Поэтому важно, чтобы вы предлагали игры и расслабление еще до того, как палец окажется во рту, поняв, что ребенок находится в том состоянии, когда ему нужна помощь.
  • Не ругайте малыша и, если можете, поменьше обращайте на сосание пальца прямое внимание. Дело в том, что пока привычка неосознанна, она может уйти самостоятельно. В этом счастливое отличие детей от взрослых. Если же вы постоянно одергиваете ребенка: «Вынь палец изо рта!», бьете его по руке, заматываете бинтом, то привычка закрепляется уже на сознательном уровне. Более того, малыш получает инструмент для того, чтобы гарантированно привлечь ваше внимание, пусть и негативное.

Психологическая проблема

В 1 год 4 месяца Ваню пришлось отлучить от груди, так как его маме требовалась срочная операция. Малышу пришлось расстаться с мамой на две недели. Затем последовал развод родителей и оформление в детский сад. Ванечка интенсивно сосал палец. Мама старалась оградить ребенка от переживаний, делала все, чтобы он чувствовал ее любовь, понимание и поддержку. Она не применяла «радикальных» мер (пластыри, горькие жидкости), более того, Ване разрешалось «легально» сосать палец перед сном. Но мама объясняла, что это плохо влияет на зубки, да и микробы могут быть опасны, поэтому Ваня будет молодцом, если решит отказаться от этой привычки. В 4 года мальчик сам решил не сосать больше пальчик. Нужно ли говорить, что он получил самую горячую поддержку и восхищение своей мамы!

Не всегда проблемы в жизни ребенка настолько очевидны, как в случае с Ваней. От просто дурной привычки до симптома психологической проблемы – один шаг.

Читайте также:
Цитрамон при грудном вскармливании

Вы можете предположить, что сосание пальца является показателем психологического неблагополучия в следующих случаях:

  • Ребенок пережил какой-то стресс. Это может быть смерть кого-то из близких или домашнего любимца, перенесенное заболевание (особенно с госпитализацией), сильный испуг. Ребенок может начать сосать палец не сразу, а через некоторое время после травмирующего события. Будьте внимательны!
  • Малыш живет в ситуации хронического семейного стресса. Если ваш быт сопровождают скандалы, выяснение отношений или «гнет молчания», то даже годовалый ребенок может реагировать на это невротическими проявлениями.
  • «Радостные» стрессы. Рождение еще одного ребенка, переезд в новую квартиру, выезд на отдых радостны для взрослых, а вот для малыша могут стать настоящим испытанием.
  • Ребенок не был желанным изначально. Чувство ненужности может сопровождать ребенка с самого рождения и приводить к глубоким проблемам в эмоциональном развитии. Если контакт между мамой и малышом нарушен, он не получает необходимого тепла и внимания, то реагирует множеством симптомов неблагополучия, включая сосание пальца.
  • Все меры по борьбе с «плохой привычкой» оказываются неэффективными. Вы пытаетесь сделать все, чтобы отвлечь ребенка, уделяя ему много внимания, но палец все равно оказывается во рту. Упорная привычка, на которую не влияют ваши действия, говорит о том, что проблема, возможно, глубже, чем кажется.

Сосание пальца в ситуации, когда оно является психологической проблемой, редко бывает единственным тревожным симптомом. После пережитого стресса малыш может утратить некоторые уже сформированные навыки – перестать есть самостоятельно, «забыть», как пользоваться горшком, «растерять» речь. Это называется регрессом развития. Если ситуация для ребенка благоприятна и ему стараются помочь, то прежние навыки восстанавливаются, а невротические симптомы исчезают. Если малыш живет в «холодной» семье, не чувствует эмоциональной привязанности, а уход за ним формален (одеть, накормить, уложить спать), то к сосанию пальца могут присоединиться различные страхи, например нового пространства, новых людей. Ребенок может демонстрировать «неадекватные» реакции: панику, пронзительный визг, агрессивные действия и др. Сосание пальца – лишь верхушка айсберга, когда малыш испытывает психологический дискомфорт. И совершенно бесполезно бороться с самой привычкой – нужно искать проблему и работать над ней. Обдумайте возможность обратиться к психологу за профессиональной помощью, потому что в каждом конкретном случае рекомендации по преодолению проблемы будут иными.

Таким образом, сосание пальца – яркий симптом, указывающий на то, что ребенку нужна помощь. В возрасте до 1 года это меры, помогающие удовлетворить сосательный рефлекс. С 1 года до 3 лет малышу требуется поддержка в состоянии тревоги, усталости, скуки, чтобы «палец» не стал вредной привычкой. После 3 лет, если ребенок сосет палец часто, то есть повод задуматься, нет ли психологических проблем, ведущих к такому поведению.

Педиатр «СМ-Доктор» о том, до какого возраста следует кормить ребенка грудью

Некоторые новоиспеченные мамы стараются сделать это как можно раньше. Другие продолжают прикладывать ребенка к груди и в 4, и в 5 лет. Играют свою роль и «национальные» особенности. Например, в Великобритании только треть младенцев в свои полгода по-прежнему получают молоко матери, остальных же переводят на смеси. А в ОАЭ закон предписывает кормить детей грудью до двух лет, иначе можно получить суровое наказание.

стати, именно на цифре «два года» сходятся большинство врачей во всем мире. Считается, что после этого возраста дополнительной пользы для здоровья молоко матери уже не приносит. Так ли это? разбираемся со специалистами.

Татьяна Кузнецова
ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА
врач-педиатр, врач-нефролог, консультант по грудному вскармливанию клиники «СМ-Доктор».

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда ООН грудное вскармливание желательно поддерживать до 2-х лет, дольше — по взаимному желанию матери и ребенка. Отечественные педиатры, основываясь на практическом опыте и научных исследованиях, озвучивают цифру до 1,5 лет.

Сейчас нередко можно встретить мам, которые кормят детей грудью после двух лет. Такое продолжительное грудное вскармливание принято называть долгокормлением.

В любом случае, после 2,5 лет у ребенка идет процесс естественного угасания сосательного рефлекса, происходит постепенное самоотлучение от груди и, таким образом, плавное завершение грудного вскармливания.

Вне зависимости от рекомендаций, выбор всегда остается за мамой. И продолжительность грудного вскармливания будет зависеть, прежде всего, от готовности и мамы, и ребенка прекратить этот процесс.

Чем грозит раннее отлучение от груди здоровью ребенка?

Заменители грудного молока не содержат антиинфекционные факторы, поэтому искусственно вскармливаемый ребенок чаще подвержен кишечным инфекциям, респираторным заболеваниям. К ним относятся частые ОРВИ, отиты, бронхиты, пневмонии, кишечные инфекции (чаще вирусной природы) с продолжительной диареей, грибковые заболевания кишечника, а также грозное жизнеугрожающее состояние — некротизирующий энтероколит новорожденных.

Довольно часто у детей на смесях формируется непереносимость белков молока животных (коровьего, козьего) с развитием аллергических реакций, в частности, пищевой аллергии в виде атопического дерматита. К сожалению, в будущем такие дети входят в группу риску по развитию аллергического бронхита, бронхиальной астмы.

Искусственное вскармливание увеличивает риск развития сахарного диабета, а также ожирения, связанного с избыточным потреблением смеси, превышающим потребности ребенка. Возможно развитие судорог из-за избыточного содержания в смесях натрия, кальция, фосфора.

У детей, получающих искусственную смесь, может снижаться интеллектуальное развитие из-за недостатка аминокислот, омега- жирных кислот, которые необходимы растущему мозгу ребенка.

Кроме того, согласно некоторым исследованиям, отказ от грудного вскармливания увеличивает риск синдрома внезапной смерти младенцев.

А какие минусы у позднего отлучения от груди?

Не только за рубежом, но и в России существует множество исследований, доказавших пользу материнского молока на любом сроке кормления. После года грудное молоко изменяет свой состав, но совсем не в худшую сторону.

Читайте также:
Тиосульфат натрия при псориазе: отзывы врачей

Основная причина этих изменений состоит в том, что молоко уже не является основной пищей для малыша, и на первый план выходят другие функции.

Чем старше становится ребенок, тем больше увеличивается в молоке концентрация иммуноглобулинов, которые защищают ребенка от инфекционных болезней. Грудное молоко содержит в себе лейкоциты и ряд антиинфекционных факторов, а также антитела против возбудителей инфекций, перенесенных ранее мамой.

Как кормление грудью влияет на психику ребенка?

Сегодня становится очень модным воспитывать в детях раннюю самостоятельность, и преждевременное отлучение от груди видится некоторым родителям как средство сделать ребенка более независимым.

Однако психологи, которые вплотную занимаются исследованием детского развития, предупреждают: преждевременное насильственное отлучение может, наоборот, спровоцировать задержку эмоционального развития и усилить зависимость от родителей. Навязанная независимость превращается в психологическую оторванность и заброшенность. Гораздо лучше дать ребенку возможность стать независимым, когда он к этому готов.

Это хорошо иллюстрируют результаты зарубежных исследований: так, одно из них показало, что самые большие достижения в школе были у детей, которых кормили дольше. А в ходе другого обнаружили, что чем дольше ребенок кормится грудью, тем лучше проходит социальная адаптация уже позже, в шести-восьмилетнем возрасте. И матери, и учителя признавали, что у деток, которые оставались на груди долго, гораздо реже возникает проблемное поведение.

Да и российские врачи, взявшиеся изучать влияние грудного вскармливания на нервно-психическое развитие детей, обнаружили, что малыши, которые долго питались маминым молоком, показывают гораздо лучшие результаты и в два года, при тестах речевого развития, и в три года, при тестах правильного выполнения навыков.

Многие долгокормящие мамы успешно совмещают кормление с работой, а также водят детей в детские сады. Прикладывания остаются только перед сном и ночью. В остальное время ребенок в груди, как правило, не нуждается. В идеале ребенок должен сам перестать просить грудь днем, а затем перед сном и ночью. Как правило, это происходит около 2,5 — 3 лет.

Но если ребенок продолжает прикладываться к груди после 3,5 лет, это может свидетельствовать о каких-либо психологических проблемах малыша или мамы, в этом случае желательно обратиться к психологу, но не к обычному, а к дружественно настроенному на длительное кормление.

А что делать, если грудью кормить не получается?

Сергей Бутрий
СЕРГЕЙ БУТРИЙ
Педиатр, автор книг о здоровье ребенка
Известный врач рассказал об этом в подкасте для «Купрум».

– Одна из самых «взрывоопасных» тем в кабинете у педиатра после прививок — это грудное вскармливание. Сейчас модно быть за ГВ. Конечно смеси — не совсем то, что грудное молоко. Только есть одно «но».

Мамы, у которых не получилось кормить грудью по состоянию здоровья, испытывают громадное чувство вины. Их прессует общество, другие мамы, консультанты по ГВ. Многие погружаются из-за этого в депрессию, пытаются кормить через физическую боль. Но не настолько уж ГВ и важно. «Умри, но корми», — это не наш метод. А таких матерей много, они приходят к врачу и плачут. Им больно даже думать, что они чего-то недодадут ребенку.

Грудное вскармливание — это отлично, но это не единственный метод. Искусственное вскармливание — это не зазорно. Можно вырастить здорового ребенка и на смесях. Главное, чтобы мама была спокойна.

Угасание сосательного рефлекса у ребенка – Педиатрия

Дисфагия у детей может быть вызвана целом рядом пищевых нарушений и/или нарушений глотания. Детальное обсуждение каждой возможной причины выходит за рамки этой главы, которая в первую очередь предоставляет читателю алгоритм диагностического поиска, основанный на понимании нормальной физиологии глотания, знании ключевых моментов анамнеза и осмотра, а также умении ориентироваться в том объеме патологических состояний, которые стать быть причиной дисфагии.

Акт глотания подразделяется на три фазы: ротовую, глоточную и пищеводную. Ротовая фаза включает в себя помещение пищи в рот, жевание и проталкивание пищевого комка в ротоглотку.

Глоточная фаза является рефлекторной, в ней принимают участие V, IX, X и XII пары черепных нервов, при помощи нее закрывается носоглотка, гортань поднимается, закрывая нижележащие дыхательные пути, и пищевой комок продвигается в гортаноглотку. Пищеводная фаза начинается с расслабления перстнеглоточной мышцы, после которого пищевой комок проникает в пищевод и затем, под действием перистальтического сокращения пищевода, продвигается в желудок.

а) Анамнез у детей при дисфагии. У новорожденных крайне важно собрать информацию о течении беременности и родов. Многоводие повышает риск наличия аномалий развития пищевода или неврологических нарушений. Интубация трахеи по поводу дыхательной недостаточности может быть причиной травм гортани и/или глотки, в то время как длительная гипоксия ведет к повреждению ЦНС.

Следует узнать о всех проводившихся оперативных вмешательствах, особенно имеющих риск повреждения черепных нервов (вентрикулоперитонеальное шунтирование, операции по поводу открытого боталлова протока). Семейный анамнез собирается для исключения генетических, неврологических, нейромышечных заболеваний.

У детей старшего возраста следует уточнять скорость развития симптомов (остро или постепенно), а также временные характеристики (присутствуют ли симптомы постоянно или периодически). Уточняется, какую именно пищу не может проглотить ребенок: жидкую, твердую, или любую. Внезапное развитие дисфагии характерно для инородного тела пищевода, в то время как ее постепенное прогрессирование с постепенно развивающейся невозможностью принятия жидкостей — для стеноза пищевода.

Боль при глотании характера для инфекционно-воспалительных заболеваний, инородных тел, химического ожога. Важным симптомом является рвота. Следует уточнять соотношение с актом приема пищи (во время, сразу после), а также характер рвотных масс (переваренная или непереваренная пища). Симптомы дыхательной недостаточности (стридор, цианоз во время питания) могут свидетельствовать о том, что причиной дисфагии является обструкция дыхательных путей, впрочем, аналогичные симптомы могут возникнуть и вследствие аспирации.

Читайте также:
Увеличенные яичники у женщин: симптомы и лечение

Детальный осмотр ребенка необходим для исключения иммунодефицитного состояния, аутоиммунных, эндокринных и неврологических заболеваний.

б) Осмотр ребенка с нарушеним глотания (дисфагии). Измеряются и сравниваются с возрастной нормой рост и вес пациента. Потеря веса или отставание в наборе весе (показатели веса ниже 30-го процентиля) являются грозными признаками, такие дети требуют повышенного внимания. У младенцев необходимо оценить прием пищи, проверить наличие корневого и сосательного рефлексов (их отсутствие может свидетельствовать о серьезных неврологических нарушениях).

Проводится полный осмотр головы и шеи. Отмечаются все аномалии строения черепа (расщепленные губа или небо, ретрогнатия, макроглоссия, глоссоптоз), у детей с характерным габитусом всегда следует подозревать наличие какого-либо генетического заболевания.

Важным инструментом в диагностике нарушений глотания является фиброларингоскопия, именно с целью ее проведения детей часто направляют к оториноларингологу. Следует исключить затрудненное носовое дыхание вследствие ринита, искривлений перегородки носа, атрезии хоан или гипертрофии глоточной миндалины. В гортаноглотке можно обнаружить скопление слюны или частицы пищи. Отмечаются любые отклонения со стороны гортани, как анатомические (гортанная щель, ларингомаляция), так и функциональные (паралич голосовых складок).

Наконец, проводится неврологический осмотр. Очевидно, наибольшее внимание следует уделять функции черепных нервов, но важен и периферический осмотр. Документируются любые отклонения от нормы (например, гипотония).

Варианты нарушения глотания (дисфагии):
а Слюнотечение. б Ощущение кома в горле.
в Аспирация в гортань. г Регургитация.
д Одинофагия. е Послеглотательная аспирация.

в) Диагностика. Для получения дополнительной информации с целью постановки диагноза возможно использовать различные лучевые методы диагностики. На рентгенограмме грудной клетки можно оценить наличие аномалий со стороны сердца, трахеобронхиального дерева или средостения. КТ или МРТ выполняются при наличии мягкотканных образований на шее. Для оценки ротовой и глоточной фаз глотания используется модифицированная флюороскопия с барием.

Оценивается наличие аспирации, для определения степени ее выраженности и безопасности глотания ребенка последовательно кормят пищей разной консистенции. Для исключения стриктур и нарушений подвижности пищевода модифицированная флюороскопия с барием часто сочетается с простой бариевой эзофагографией.

Функциональная эндоскопическая оценка глотания предоставляет информацию о чувствительности слизистой глотки и гортани, позволяет оценить подвижность гортани и наличие аспирации. Как и при флюороскопии с барием, используется пища разной консистенции.

Золотым стандартом диагностики рефлюкса является суточная pH-метрия. Датчики размещаются у проксимального и дистального концов пищевода (в случае пробы с тремя датчиками дополнительный размешается в глотке). Подвижность пищевода оценивается эзофагоманометрией. Эндоскопия позволяет проводить как диагностику заболеваний пищевода, так и использоваться в лечебных целях (для удаления инородных тел, бужирования пищевода при стриктурах).

г) Дифференциальная диагностика. Обследуя пациента с дисфагией, полезно разделить все множество возможных причинных заболеваний на несколько широких категорий. Важно понимать, что вызывать дисфагию может сразу несколько факторов.

д) Нарушения развития как причина нарушения глотания у детей. Недоношенным детям часто требуется и искусственная вентиляция и искусственное кормление. У подобных пациентов часто ослаблен сосательный рефлекс, нарушена координация дыхания и глотания. Первое время используется кормление через зонд или гастростому. К счастью, при отсутствии каких-либо серьезных неврологических заболеваний, через некоторое время становится возможным пероральный прием пищи.

е) Врожденные анатомические нарушения как причина дисфагии. Приводить к нарушениям глотания могут аномалии развития дыхательного и пищеварительного трактов от полости носа до дистальных отделов пищевода и трахеи. Обструкция дыхательных путей на уровне полости носа (атрезия хоан, атрезия грушевидных апертур, выраженное искривление перегородки носа вследствие родовой травмы) может приводить к нарушению координации дыхания и глотания.

Причиной дисфагии могут стать различные аномалии костей лица и черепа. Дети с расщеплением губы и/или неба неспособны эффективно ограничить полость рта во время сосания, поэтому для их кормления используются специальные бутылочки и сосочки. Также у детей с расщеплением неба часто отмечается попадание пищи в полость носа из-за прямого сообщения носа со ртом, а также вследствие небно-глоточной недостаточности.

Проблемы с кормлением также могут встречаться при самых разных генетических синдромах, при которых наблюдается нарушение размера и положения нижней челюсти и других костей лица. Типичными примерами являются синдромы Тричера Коллинза, Аперта, Голь-денхара и Крузона.

Особенно выраженной дисфагия бывает при сочетании аномалий лицевого скелета с расщеплением верхней губы и неба. Макроглоссия, встречающаяся при синдроме Дауна (трисомия 21 хромосомы) и синдроме Беквита-Видеманна, может препятствовать нормальному сосанию, продвижению болюса и защите гортани. Наконец, приводить к обструкции дыхательных путей и дисфагии могут аномалии расположения языка (макроглоссия или ретрогнатия), наблюдаемые при синдроме Пьера Робена.

Аномалии развития гортани (ларингомаляция, врожденная фиброэластическая мембрана гортани, расщелина гортани) могут приводить к вторичной дисфагии вследствие обструкции дыхательных путей, аспирации или их сочетания. Наличие стридора или охриплости должно насторожить врача в отношении гортанной причины дисфагии.

Различные пороки трахеи и пищевода могут стать причиной дисфагии. Возможными аномалиями со стороны пищевода являются: атрезия пищевода, дупликация пищевода, трахеопищеводная фистула, пищеводная мембрана, стриктуры пищевода. Трахеопищеводные фистулы часто сочетаются с другими пороками развития, в первую очередь сердечно-сосудистой и мочеполовой систем. Трахеопищеводные фистулы в зависимости от локализации и сочетания с атрезией пищевода подразделяются на четыре категории.

Обструкция дыхательных путей, аспирация, дыхательная недостаточность могут встречаться при любом варианте фистулы. Коррекция структурных аномалий пищевода и трахеи обычно проводится сразу после их обнаружения, в младенческом возрасте.

Читайте также:
Супрастин детям при ветрянке

Возможно сдавление трахеи и пищевода сосудистым кольцом (аномалия развития аорты и/или ее ветвей), которое проявляется стридором с усилением выраженности при кормлении. Иногда в таких случаях дисфагия не проявляется до тех пор, пока ребенок не начнет принимать твердую пищу.

ж) Приобретенные нарушения как причина нарушения глотания у детей. Наиболее часто встречаются инородные тела пищевода. Употребление едких жидкостей может привести к дисфагии как в остром периоде, так и в отдаленным вследствие развития стриктур пищевода. Тщательный сбор анамнеза позволяет выявить ятрогенную причину дисфагии (интубация, предыдущие оперативные вмешательства на органах дыхания или пищеварения).

Операции на трахее, пищеводе или сердце могут повлечь за собой повреждение возвратного гортанного нерва, проявляющееся парезом голосовых связок, или верхнего гортанного нерва, проявляющегося снижением чувствительности гортани.

з) Инфекционно-воспалительные заболевания как причина дисфагии. Инфекции верхних дыхательных путей в детском возрасте часто проявляются болью при глотании (одинофагией) и дисфагией. Банальный бактериальный или вирусный фарингит обнаруживается при осмотре ротоглотки. При наличии выраженной интоксикации, боли при глотании и отказа от пищи необходимо заподозрить инфекцию глубоких фасциальных пространств шеи, заглоточный или паратонзиллярный абсцесс.

У пациентов с иммунодефицитом возможно поражение пищевода грибами рода Candida или другими грибами, микобактерией туберкулеза, цитомегаловирусом или вирусом герпеса. Болезнь Чагаса, или американский трипаносомоз, вызывается простейшими вида Trypanosoma cruzi. Данное заболевание наиболее распространено в Южной и Центральной Америке, проявляется выраженной атонией пищевода с формированием в дальнейшем мегапищевода.

Подобно взрослым, дети могут страдать от различных системных заболеваний соединительной ткани, некоторые из которых проявляются дисфагией. Системная склеродермия поражает гладкую мускулатуру, вызывая атонию пищевода; вследствие выраженного рефлюкса возможны стриктуры пищевода. Синдром Шегрена проявляется ксеростомией.

Ювенильный ревматоидный артрит (болезнь Стилла) может вызывать артрит перстнечерпаловидного сустава, проявляющийся болью при фонации и глотании, фиксация данного сустава может приводить к стенозу гортани.

и) Новообразования как причина нарушения глотания. Очевидно, что новообразования верхних отделов дыхательных путей и пищеварительного тракта могут мешать продвижению болюса, вызывая дисфагию. Также пищевод могут сдавливать извне опухоли средостения. Для данной причины дисфагии характерно постепенное нарастание симптомов: сначала пациент испытывает затруднения при глотании только твердой пищи, но через некоторое время оказывается неспособным проглотить даже жидкость.

к) Неврологические заболевания и дисфагия при них. Если не удается найти какую-либо анатомическую или функциональную причину дисфагии, в список заболеваний для дифференциального диагноза включаются неврологические расстройства. У детей с заболеваниями ЦНС часто отсутствуют или нарушены корневой и сосательный рефлексы, нередко они испытывают сложности со сглатыванием слюны, что ведет к ее накоплению и аспирации. Возможно присутствие других признаков поражения нервной системы, например, гипотонии.

Поражение ЦНС может развиться вследствие гипоксии, травмы, инфекции, врожденных аномалий (мальформация Киари), генетических заболеваний (миастения, мышечная дистрофия).

л) Психологические расстройства и расстройства поведения как причина нарушения глотания. Только после исключения всех остальных возможных причин рассматриваются психологические/поведенческие факторы. Подозрение должно возникнуть в том случае, если пациент нормально набирает вес, несмотря на наличие жалоб; а также если симптомы возникают только между приемами пищи.

м) Другие заболевания пищевода. В список заболеваний для дифференциального диагноза также необходимо включать первичные заболевания желудочно-кишечного тракта. Перстнеглоточная ахалазия, которая проявляется невозможностью расслабления верхнего сфинктера пищевода, может стать причиной регургитации пищи, аспирации, частых рвотных позывов.

Диффузный спазм пищевода («пищевод типа орехокола») проявляется одинофагией и болью за грудиной, для диагностики используется рентгенография с барием и эзофагоманометрия. Также причиной дисфагии может стать заброс в пищевод желудочного содержимого. Этой теме посвящена следующая статья на сайте.

Диффузный спазм пищевода.
При рентгенологическом исследовании проявляется, как периодическое отсутствие первичной перистальтики в грудном отделе пищевода.
Спиралевидная или четкообразная деформация просвета пищевода.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Проблемы кормления. Первая часть

Описание:

Опыт работы показал, что проблемы, связанные с кормление малыша, волнуют практически всех родителей. Трудность изложения состоит в том, что в нашу службу включены дети разного возраста, и, если мы начнем обсуждение проблемы с момента рождения ребенка, то сложности детей более старшего возраста еще долго останутся неразрешенными. С другой стороны, за последний месяц у нас появилось много малышей в возрасте до трех месяцев и хочется помочь им избежать сложностей, связанных с кормлением. Постараюсь изложить все вопросы так, чтобы это было интересно большинству из вас.

Автор:
Правообладатель:
  • Медицинские структурные проблемы – нарушение сердечной деятельности, нарушение дыхания, патология клапана желудочка и т. д.
  • Проблемы с тонусом – те же двигательные проблемы, которые возникают при развитии крупной и тонкой моторики, существуют и при осуществлении движений языка, губ, челюстей.
  • Сенсорные проблемы, то есть проблемы чувствительности. При повышенной чувствительности у детей может наблюдаться срыгивание и рвота, при пониженной чувствительности, что происходит во рту, они не жуют, не глотают, во рту скапливается пища.
  • Проблемы, связанные с особенностью строения ротовой полости.
  • Проблемы поведения – у детей может быть отвращение к пище, потому, что ему часто дают лекарства. Чтобы избежать этого лучше всего давать лекарства в ложке сильно отличающейся от обычной, а еще лучше пипеткой.

Сочетание нескольких факторов.

Для нас важно установить, не является ли данная проблема медицинской. Если да, то нужно провести соответствующее лечение. Во всех остальных случаях этим занимается специально обученный педагог. В одних странах это специалист по проблемам вскармливания, в других логопед, занимающийся формированием общения и речи у детей раннего возраста.

Читайте также:
Можно ли есть сало при сахарном диабете 2 типа

Существует ряд причин, по которым логопед работает над этими проблемами:

  1. Орган речи и орган, через который осуществляется кормление один и тот же. Все движения осуществляемые во время еды развивают движения органов артикуляции.
  2. Ситуация еды для детей раннего возраста считается самой благоприятной ситуацией для развития общения.
Стадии развития кормления

Младенцы сразу после рождения обладают способностью к сосанию, глотанию и ротовому обследованию. Это дает им возможность найти источник пищи, сосать и глотать жидкость.

Ребенок использует для нахождения источника еды поисковую реакцию. Прикосновение или легкий удар по щеке или губе младенца заставляет его повернуться в сторону прикосновения.

Благодаря сосательно-глотательному рефлексу ребенок получает пищу: рот открывается, и начинаются сосательные движения при легком прикосновении к губам или языку.

Благодаря рвотному рефлексу ребенок защищен от чего-либо, что может быть опасно при глотании. Сразу после рождения зона рвотного рефлекса занимает три четверти языка. Только передняя часть языка свободна от этого рефлекса. Это предохраняет младенца от твердой пищи, которую он пока еще не может принять. Когда ребенок становится старше, рвотный рефлекс сдвигается назад и может быть вызван только при прикосновении к 1/4 задней части языка и к небу. Если ребенка слишком долго кормят жидкой пищей, рвотный рефлекс долгое время находится близко к кончику языка, что приводит к рвоте при попадании мелких крупинок пищи.

Позже у малыша появляется кусательный и жевательный рефлексы.

Кормление ребенка.

Кормление грудью или из бутылочки.

  • Сразу после рождения ребенок сосет грудь или соску. Наилучшее расстояние, на котором видит новорожденный малыш – около 20 сантиметров. Это расстояние, равно дистанции между глазами младенца и матери во время кормления грудью. Природа заложила в вашего малыша желание общения и взаимодействия с вами. Начало этого взаимодействия – контакт глаз, который всю жизнь будет оставаться важным элементом общения. Посвятите время кормления установлению доверия между вами. Не отвлекайтесь в это время ни на что постороннее. Возможно первая улыбка малыша, предназначенная вам, появится у него именно в эти мгновения.
  • При кормлении из бутылочки держите малыша в позе грудного кормления, то есть с приподнятой головкой. Если ребенок лежит на горизонтальной поверхности жидкость из бутылочки может попасть в евстахиевы трубы (канал, соединяющий нос с ухом), что может привести к отиту. После года конфигурация евстахиевых труб меняется, и кормление из соски в положении лежа еще чаще ведет к заболеванию ушей.
  • Соска должна быть не очень мягкой, но и не тугой, поскольку у малыша, скорее всего тонус снижен. Лучше сделать не одно, а несколько маленьких отверстий или крестообразное сечение. Основание соски должно быть широким, чтобы малыш мог захватить только кончик. Если он захватит всю соску, она продвинется слишком глубоко, что может вызвать рвоту.
  • Если у малыша снижен тонус, и ему трудно сосать, вы можете перед кормлением проводить подготовку к сосанию:
  1. Помассируйте подушечку большого пальца руки.
  2. Прикоснитесь соской к щечке малыша.
  3. Нажмите соской на нижнюю губу и кончик языка – малыш начнет сосать.

Кормление ложкой.

Начиная с трех месяцев можно начинать кормить с ложки. Некоторые врачи считают возрастом начала кормления ложкой – 8 месяцев.
Ложку нужно положить на язык и слегка надавить вниз. Малыш вытянет губы вперед и снимет еду с ложки. Если вы будете сами снимать еду, подняв ложку и вытерев ее о верхнюю губу ребенка, это приведет к закидыванию головы назад. Пища должна быть мягкая, ровная по консистенции. Возможно, сначала у малыша будут видны сосательные движения, но постепенно он поймет, как есть с ложки.

Питье из чашки.

К питью из чашки можно начинать приучать после 6 – 7 месяцев.

Малыш должен находится в положении сидя у вас на руках или в креслице. Чашку нужно положить на нижнюю губу. Не учите малыша пить из поилки. Она по форме напоминает чашку, а по способу питья – соску. Вы продлите период сосания, и это затруднит переход к чашке.

Жевать корку – можно давать с 7-8 месяцев. Если малыш сосет, а не жует ее, вставьте корку между деснами и щекой в районе жевательных зубов. Вы увидите, как начались жевательные движения. Если вы положите за щеку кусочек печенья, малыш начнет языком передвигать его на другую сторону. Движения языка станут более разнообразными. Язык будет двигаться не вперед-назад, как при сосании, но и из стороны в сторону и вверх вниз. Это очень важно для развития органов артикуляции.

Главное, о чем хотелось бы сказать: ваш малыш развивается в соответствии с общими закономерностями развития. Потребности его организма в основном обычные для детей его возраста. Нельзя, чтобы из-за проблем кормления малыш питался только жидкой пищей, когда по возрасту ему уже положена твердая пища. Ваша настойчивость и терпение помогут вам преодолеть возникающие сложности, а мы всегда рады вам помочь.

Нужна ли младенцу пустышка?

Наблюдение за ребенком и родительский опыт помогут найти правильный ответ

Давать или не давать малышу пустышку? К единому мнению на этот счет не могут прийти не только родители, но и специалисты. Прежде чем предлагать ребенку соску, стоит взвесить все «за» и «против», разобраться, какие потребности она удовлетворяет, когда приносит пользу, а когда может навредить.

Читайте также:
Режим дня 5-месячного ребенка

75–80% родителей поощряют использование соски, они убеждены, что она необходима. «Пустышку покупают автоматически, — объясняет психолог Марина Романенко. — Более того, родителям предлагают миллион видов сосок: в этом возрасте такая, в этом возрасте другая. Поэтому взрослые верят, что пустышки нужны». Так ли это на самом деле?

Сосательный рефлекс обеспечивает младенца не только пищей

Человек рождается с инстинктами, самый сильный из которых — инстинкт выживания. Он напрямую связан с питанием, обеспечивающим рост и развитие. У новорожденного есть только один способ питаться — пить молоко, добывая его из материнской груди. Поэтому первый и один из главных безусловных рефлексов младенца — сосание.

При помощи сосательного рефлекса малыш получает не только пищу. Многие дети сосут палец или пеленку, чтобы успокоиться и почувствовать себя в безопасности.

Часто при любом плаче ребенка родители дают малышу пустышку, думая, что она его успокоит. Ребенок затихает, но, возможно, ему требовалось внимание взрослого или ребенок испытывал физический дискомфорт. Вместо этого ему дали соску. «У ребенка появляется ощущение безопасности, но это скорее компромисс, чем удовлетворение настоящей потребности», — говорит Марина Романенко.

Пустышка должна стать последним средством, которое нужно использовать, если ребенок плачет, считают специалисты. Сначала следует разобраться, какая именно помощь требуется малышу.

Если автоматически использовать соску при каждом плаче, она может стать предметом зависимости, от которого в дальнейшем ребенку будет трудно отказаться. Это может привести к появлению вредных привычек: некоторые дети, повзрослев, грызут ногти или карандаши, сосут пальцы, губы или волосы.

Психолог Марина Романенко

Если ребенок доволен, чувствует тепло и внимание родителей, его жизнь интересна и разнообразна, он, помимо кроватки, коляски и балдахина над головой, видит живые лица, слышит звуки, то потребность в пустышке у него снижается. Ребенок ощущает себя активным участником жизни, поэтому острой потребности в безопасности не испытывает.

Пустышка снижает риск внезапной детской смерти, но влияет на сон и прикус

Механизм синдрома внезапной детской смерти не изучен до конца, но по данным исследований, дети, которые спят с пустышкой во рту, легче просыпаются самостоятельно при внезапной остановке дыхания (апноэ). Кроме того, пустышка препятствует западению языка и мешает ребенку уткнуться носом в матрас и задохнуться.

При этом соска может облегчить процесс засыпания, но если малыш внезапно потеряет ее, он проснется. С таким неожиданным пробуждением можно справиться следующим образом: если заснуть без пустышки ребенок не может, попытайтесь ее аккуратно вынуть сразу после того, как малыш уснет. Постепенно избавиться от соски помогут дополнительные ритуалы для засыпания: колыбельные, любимая игрушка.

Продолжительное сосание пустышки может изменить расположение зубов у малыша: верхние зубы в этом случае выдвигаются вперед, а нижние отклоняются. В будущем ребенку, вероятно, потребуется исправление прикуса.

Если ребенок не расстается с соской после 2 лет, у него могут появиться проблемы с глотанием и произнесением звуков. Кроме того, существует мнение, что использование соски пагубно отражается на работе слуховой системы. Правда, пока эта теория научно не подтверждена.

Как связаны пустышка и тип вскармливания

Специалисты считают, что пустышка мешает налаживанию грудного вскармливания. Некоторые младенцы могут путать потребность в сосании и чувство голода. Если не придерживаться кормления по требованию и предлагать новорожденному соску в те моменты, когда он плачет, малыш привыкнет к ней и будет хуже сосать грудь. Это может привести к уменьшению выработки молока у мамы и отразится на грудном вскармливании в целом.

Программа Всемирной организации здравоохранения «10 условий успешного грудного вскармливания» содержит рекомендацию «не давать детям, находящимся на грудном вскармливании, искусственные соски или пустышки».

Правда, есть малыши, которые умеют совмещать пустышку и мамину грудь, — не отказываются от грудного молока и используют все преимущества соски. Но все-таки родителям не стоит давать пустышку новорожденному в первые месяцы жизни, чтобы исключить проблемы в налаживании естественного механизма грудного вскармливания.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, он выпивает каждую порцию пищи гораздо быстрее, чем если бы извлекал молоко из маминой груди. При этом потребность младенца в контакте с матерью и опыте сосания, которые обычно удовлетворяются при кормлении грудью, остаются такими же, как и у всех остальных малышей. В этом случае ребенка важно не только кормить из бутылочки, держа на руках, но и позволить ему побыть с мамой подольше. Возможно, он будет в это время посасывать пустышку.

Сделать однозначный вывод о пользе или вреде пустышки невозможно. Родителям стоит прислушаться к малышу, понаблюдать за ним, понять его и свои потребности, не прибегать к соске по любому поводу и подумать, действительно ли она необходима в данный момент.

Ослабление глотательного или сосательного рефлекса у младенца

Сосательный и глотательные рефлексы у новорождённых — одни из наиболее важных врожденных рефлексов, так как от них зависит выживание ребенка. Без этих рефлексов малыш не может комфортно расти и полноценно развиваться.

Отсутствие сосательного и глотательного рефлексов связано с тяжелыми заболеваниями, опасными для жизни, поэтому следует незамедлительно искать причину и пытаться ее устранить. При ослаблении или полном отсутствии оральных рефлексов у Вашего ребенка необходимо обратиться в клинику «Эдкарик» в Калининграде — детский невролог осмотрит малыша и проведет всестороннее обследование.

Что такое оральные рефлексы?

Сосательно-глотательный рефлекс относится к врожденным оральным рефлексам, которые обеспечивают процесс сосания. Если ребенок родился в срок и здоровым, его прикладывают к груди, и он автоматически начинает сосать. После насыщения интенсивность рефлекса снижается (благодаря чему дети не передают), но через некоторое время он вновь пробуждается. Ритмичное посасывание успокаивает кроху и оказывает благотворное влияние на формирование его психики.

Читайте также:
Контактные линзы ночные ок (ортокератология) — отзывы

До какого возраста проявляется рефлекс сосания?

Начиная с полутора лет, сосательный рефлекс постепенно угасает, но рудиментарные движения языком и губами остаются еще на протяжении 2-2,5 лет.

Психологи утверждают, что преждевременное отлучение ребенка от груди приводит к развитию невроза навязчивых состояний. Это объясняется тем, что такие дети не имели возможность реализовать свою врожденную потребность в сосании. Невроз может проявляться в виде вредных привычек, от которых человек не может избавиться много лет:

  • непроизвольное сосание пальцев, кончиков волос, уголка подушки и других предметов;
  • неконтролируемое желание грызть ногти.

У взрослых нереализованная рефлекторная реакция проявляется в потребности курить, особенно в стрессовых ситуациях. Сами курильщики оправдывают это «желанием успокоиться».

По мнению специалистов, малыши, не прошедшие оральный этап развития, капризные, болезненные, плохо едят. В дошкольном возрасте они склонны к агрессии, могут кусаться и драться с другими детьми.

С чем связана слабость сосательно-глотательного рефлекса?

Снижение рефлекса у грудничков обусловлено такими причинами:

  • родовые травмы, гипоксия плода (в родах или внутриутробная), которые привели к поражению нервной системы;
  • паралич или парез черепно-мозговых нервов (блуждающего, тройничного, лицевого, подъязычного и языкоглоточного);
  • тяжелые заболевания внутренних органов, сопровождающиеся выраженной слабостью, вялостью, недомоганием;
  • плоская форма сосков у матери;
  • умственная отсталость;
  • поражение слизистой оболочки полости рта (стоматит);
  • заболевания, при которых нарушается дыхание через нос (ОРВИ, острый или хронический ринит любого происхождения).

Детки с ослабленным рефлексом вяло сосут грудь или соску бутылочки либо вообще отказываются от еды, быстро засыпают при кормлении. Таких малышей выписывают домой только тогда, когда они уже научатся хорошо сосать. В дальнейшем они должны наблюдаться у невролога, чтобы не пропустить неврологическую патологию.

Чем опасно отсутствие сосательно-глотательного рефлекса?

На восстановление рефлекса сосания уходит немало времени, однако при грамотных слаженных действиях медиков и родителей ребенка возможен благоприятный прогноз. Дети догоняют своих ровесников в развитии к концу первого года жизни (реже — третьего).

Если безусловный рефлекс восстановить не удается, возможны два варианта развития событий:

  • Ребенок умирает от истощения.
  • Дальнейшее кормление через зонд. Большинство таких детей не доживают до года, часть их них может протянуть до 2-3 лет. Смерть связана, в первую очередь, с нарушением деятельности пищеварительного тракта.

Как определить, почему ребенок плохо сосет грудь?

Обнаружить слабость безусловных рефлексов могут мама и неонатолог еще в родильном доме. Если ребенок здоров, врач обращает внимание на процесс кормления грудью. Возможно, причина связана с тем, что ребенок не может захватить губами сосок из-за неудобного положения на руках у матери. Если ослабление сосательного рефлекса обусловлено плоскими сосками, мама может использовать при кормлении накладки-корректоры или выполнять специальные упражнения, которые помогут вытянуть соски.

В том случае, когда предполагаемой причиной слабости сосательно-глотательного рефлекса является неврологическая патология, для ее обнаружения рекомендуется проведение ряда исследований:

  • неврологический осмотр,
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • рентгенография костей черепа;
  • магниторезонансная и компьютерная томография головного мозга;
  • ангиография церебральных сосудов.

При подозрении на инфекционные и воспалительные заболевания малышу назначают проведение общих клинических анализов крови и мочи. При необходимости детки консультируются другими специалистами узких профилей (эндокринолог, инфекционист, генетик, нейрохирург, стоматолог, ЛОР).

Как развить сосательный рефлекс?

Развитие рефлекса требует лечения в стационаре и обязательного контроля со стороны специалистов (неонатолога и невролога). Длительность восстановления сосательного рефлекса зависит от первопричины его слабости и индивидуальных особенностей новорожденного.

Ребенок, рожденный раньше срока, имеет малый вес, недостаточно развитые головной мозг, легкие, другие органы и системы. Сосательный рефлекс у таких деток ослаблен или полностью отсутствует вследствие недоразвития мышц лица. Недоношенные малыши требуют особого подхода к питанию:

  • При глубокой недоношенности дети получают парентеральное питание (введение раствора глюкозы через капельницу). В дальнейшем кормление грудным молоком проводится с применением зонда.
  • Когда мышцы, отвечающие за глотание и сосание, сформировались в полном объеме, ребенка кормят их бутылочки не менее 10 раз в сутки, чтобы развить сосательный рефлекс.
  • Как только рефлекс достаточно развился, подключают кормление грудью. Сначала чередуют прикладывания к груди с кормлением из бутылочки, затем постепенно переходят на грудное вскармливание.

Восстановить рефлекс в случае его частичной несформированности поможет следующее:

  • докармливание ребенка сцеженным молоком из ложечки или бутылочки;
  • кормление каждые 2-2,5 часа;
  • использование пустышки;
  • проведение массажа лица перед кормлением (при поражении лицевого нерва).

Профилактика развития слабости сосательного рефлекса

Избежать ослабления или утраты сосательно-глотательного рефлекса можно, если придерживаться следующих рекомендаций:

  • предупреждение гипоксии плода или родовых травм;
  • регулярное наблюдение у гинеколога на протяжении беременности, своевременная диагностика внутриутробных заболеваний;
  • проведение санации родовых путей перед родами, чтобы избежать инфицирования ребенка;
  • своевременное лечение у грудничка стоматита, ринита, ОРВИ, затрудняющих сосание;
  • приобретение навыков прикладывания ребенка к груди (прохождение специальных курсов для беременных).

Если Вы заметили, что Ваш ребенок плохо сосет грудь, детский невролог клиники «Эдкарик» в Калининграде поможет Вам выяснить причину слабого сосательного рефлекса у малыша. Не стоит медлить — запишитесь на консультацию по телефонам, указанным на нашем сайте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: