В чем польза иппотерапии для детей

В чем польза иппотерапии для детей

Для пациентов с ограниченными возможностями реабилитация становится ежедневным трудом. Процесс социальной адаптации личности ребенка-инвалида, имеющего ограниченные возможности, сложен и длителен. Это связано с недостатками интеллектуального и физического развития самого ребенка, а также с определенными ограничениями в социальной среде. Одной из инновационных методик реабилитации лиц с инвалидностью является иппотерапия.

Отличительные особенности иппотерапии

Иппотерапия характеризуется рядом дополнительных преимуществ перед традиционными методиками восстановительного лечения. Как вариант лечебной физической культуры, иппотерапия базируется на использовании естественной биологической функции лошади — движения, имеющей огромное социальное значение. Реабилитация с применением иппотерапии – это комплексное воздействие на человека с той или иной патологией, тогда как основные восстановительные методики действуют односторонне. Иппотерапия дает огромные перспективы восстановления для лиц с недостаточностью функции двигательного аппарата, помогает решить тяжелейшие психолого-педагогические задачи, а также является оптимальной методикой интеграции и психосоциальной реабилитации инвалидов.

Положительное воздействие иппотерапии на инвалидов с ДЦП

Одним из самых значимых факторов воздействия верховой езды считают нагрузку координации. При нахождении на лошади формируется особая схема фиксации тела. В процессе естественного удержания тела в прямом, вертикальном положении ведущую роль играет система координации, а также активность мышц спины и таза. Человек удерживается работой приводящих мышц бедер, которые фиксируют таз на теле животного или в седле. Нагрузка на мышцы ног регулируется степенью опоры стопы на стремена — при сильной степени опоры напряжение приводящих мышц снижается, при слабой — повышается. Поступательные движения животного изменяют нагрузку на мышцы тела и конечностей всадника, непосредственно участвующие в удержании на лошади, что является естественным элементом тренинга. Нагрузка симметрична по всем осям, что предусматривает одинаковое функционирование всех групп мышц, участвующих в удержании вертикального положения. Выделяют также воздействие на мышечный аппарат занимающегося низкочастотных колебаний, исходящих от тела движущегося животного. Эти движения снижают повышенный тонус мышц и способствуют возрастанию амплитуды движений в конечностях, как верхних, так и нижних. Дозированная, но точечная нагрузка на вестибулярный аппарат несет элементы тренинга, стимулирует его естественную функцию. В конечном итоге совершенствуется статико-кинетическая организация моторики, появляется уверенность в движениях. Нейрофизиологическое действие, оказываемое колебательными движениями животного на вестибулярный анализатор, проявляется усилением проведения импульсов по проводящим путям. Благодаря этому подвергаются стимуляции глубокие структуры головного мозга, отвечающие за функциональное состояние двигательного анализатора. Достижение значительных результатов в корректировании двигательных нарушений оказывает положительное действие на социально-психический статус инвалида: повышается самооценка нарастает мотивация ко всему процессу реабилитации увеличивается жизненная активность. Таким образом, реабилитация лиц с ДЦП при помощи иппотерапии способствует более эффективному и максимально возможному восстановлению нарушенных функций аппарата движения.

Иппотерапия и ее положительное действие при различных патологиях

Опыт проведения иппотерапии доказал огромную роль этой методики в становлении поз и движений. Больные обретают произвольный контроль над собственным телом, нарастает произвольное внимание, уменьшается тонус мышц, тренируется вестибулярный аппарат, развивается возможность вертикального удержания тела и сохранения баланса. В процессе езды на лошади в работу непроизвольно включаются основные группы мышечного аппарата. Происходит это на рефлекторном уровне. При нахождении на лошади тело человека приходит в движение вместе с передвижением животного. Инстинктивно организм человека пытается сохранить равновесие, побуждая тем самым к активной работе как работающие, так и пораженные группы мышц. Под влиянием такой физической нагрузки отмечается колоссальное усиление функционирования вегетативных систем. При этом иппотерапия действует на организм посредством двух факторов: биомеханического и психогенного. Соотношение доли этих механизмов зависит от болезни и задач, которые должна решить реабилитация. Так, при терапии неврозов, умственной отсталости, детских церебральных параличей, раннего аутизма ведущим действующим фактором является психогенный. При восстановлении постинфарктных больных, людей с нарушениями осанки и сколиозами, остеохондрозами ведущим фактором выступает биомеханический. С психотерапевтической стороны взаимоотношений лошадь является: естественным посредником в диалоге иппотерапевт-всадник; получателем и усилителем информации (реакция животного на команду); незамедлительным передатчиком ответа (послушание лошади и выполнение конкретных команд). Использование метода иппотерапии для реабилитации больных с разнотипными видами нарушений умственного развития приводит к следующим результатам:

  • Снимается общая заторможенность;
  • Уменьшается навязчивое чувство тревоги;
  • Возникает адаптация к реальному времени и пространству;
  • Повышаются практические достижения самостоятельности.

Критерии оценки эффективности иппотерапии

Критерии оценки эффективности иппотерапии условно подразделяют на две группы: медицинские и социальные.

Укрепление и особая тренировка мышц. Происходит одновременная стимуляция ослабленных или неработающих мышц и расслабление групп мышечного аппарата, находящихся в спастическом состоянии;

Укрепление равновесия. Вследствие необходимости сохранять равновесие в течение всего занятия происходит тренировка вестибулярного аппарата;

Улучшение координации и ориентации в пространстве. Во время тренировки пациент ориентируется на площадке или в манеже, возникают зрительные и инстинктивные ассоциации. Развивается слухо- и зрительно-моторная координация;

Улучшение психо-эмоционального состояния, повышение уровня самооценки. Во время занятий уходит ощущение того, что человек болен и слаб. Благодаря нахождению верхом на лошади и управлению животным формируется лидерская нотка, улучшается настроение и появляется желание жить и бороться с заболеванием. Помимо этого, при верховой езде не используются предметы, сопровождающие инвалида в повседневной жизни (трость, костыли, ходуны и т.д.), что приближает человека к раскрепощенному пребыванию в мире здоровых людей.

  • Улучшение коммуникативных возможностей занимающихся. Во время занятий люди общаются и работают совместно с иппотерапевтами, персоналом и друг с другом;
  • Улучшение качества и эффективности процесса социализации инвалида посредством укрепления физического здоровья, выравнивание психологического баланса и стабилизация эмоционального состояния;
  • Значительная интеграция инвалидов в обществе, расширение горизонтов их возможностей, преодоление психологических барьеров инвалидности;
  • Развитие трудовых навыков при уходе за лошадью. Для инвалидов с умственной отсталостью уход за животным может перерасти в профессию конюха, что дает возможность самостоятельного существования в жизни;
  • Развитие активности познавательной сферы. Необходимость постоянно концентрировать внимание при верховой езде, сосредотачиваться, запоминать определенные действия активирует психические процессы.
Читайте также:
Что лучше полижинакс или тержинан при молочнице

Реабилитация при помощи иппотерапии не имеет возрастных ограничений. Противопоказаний к занятиям иппотерапией очень мало. Более того, иппотерапия разрешена при сложнейших заболеваниях, когда противопоказано большинство реабилитационных приемов. В заключение следует отметить, что иппотерапия дает неограниченные восстановительные возможности больным людям и представляет собой уникальную реабилитационную методику.

Версия для слабовидящих

Государственное учреждение здравоохранения
«Гродненский областной центр медицинской реабилитации детей-инвалидов и больных детей психоневрологического профиля»

© cmrdi.by, 2021 г. – Все права сохранены

Республика Беларусь, г. Гродно, 230009 бульвар Ленинского комсомола, 35

В чем польза иппотерапии для детей

В настоящее время детский церебральный паралич встречается с частотой семь случаев на тысячу новорожденных. Детский церебральный паралич – это понятие неоднородное. Под данным термином рассматривается нарушение деятельности двигательной анализаторной системы, но подходов к определению данного понятия существует достаточно много. В процессе развития учения о данной проблематике, можно увидеть различные подходы, представленные такими авторами, как Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, И.Н. Иваницкая, М.В. Ипполитова, В.И. Козявкин, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, М.Н. Никитина, Т.Н. Осипенко, B.C. Подкорытов, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семёнова, И.А. Скворцов, Д.С. Футер, М.Б. Цукер, Л.М. Шипицына, Л.Ф. Шестопалова, М.Б. Эйдинова, и многими другими. Этим термином обозначается ряд патологических состояний, которые возникают, как правило, в период перинатального развития в результате повреждения пирамидных, экстрапирамидных и других систем головного мозга, отвечающих за движения и положение тела в пространстве, что обусловливает возникновение трудностей в формировании двигательной системы.

Если рассматривать патогенез данного нарушения, то можно отметить что в анамнезе сохраняются те безусловные рефлексы, которые должны быть редуцированы после трех месяцев жизни. Их своевременное угасание создает благоприятную основу для развития произвольных движений. Сохранение этих рефлексов существенно тормозит формирование произвольной моторики. Таким образом, в структуре нарушения при детском церебральном параличе характерным является отсутствие редуцирования безусловных рефлексов и отставание в темпе созревания или невозможности формирования двигательных функций. Нарушение мышечного тонуса, наличие гиперкинезов, синкинезий, слабость мускулатуры, некоординированность движений и прочая симптоматика двигательной несформированности приводят к трудностям в формировании умений и навыков в бытовой, учебной и других сферах жизни.

Диапазон выраженности степени тяжести при данной патологии достаточно широк. У определенной группы детей сформирована большая часть двигательных умений и навыков. Они способны к самостоятельному передвижению в пространстве, у них есть навыки самообслуживания. Они могут получить достаточно высокий уровень образования и социально адаптироваться в обществе. Проявление заболевания может быть представлено в виде насильственных движений разной степени выраженности. Также в анамнезе могут присутствовать патологические позы, нарушения походки, нескоординированность движений, низкий уровень сформированности двигательной памяти и др.

Другая же часть детей имеет более выраженную симптоматику. Изменение в состоянии мышечного тонуса настолько значительны, что большая часть двигательных навыков остается несформированной на протяжении всей жизни человека. Невозможность самостоятельного передвижения приводит к необходимости использования ортопедических приспособлений. Поскольку дети испытывают трудности в захвате и удержании предметов, у них отсутствует возможность для формирования предметно-практической деятельности, а значит, и для развития в дальнейшем наглядно-действенного мышления. Остаются несформированными и навыки гигиены и самообслуживания, поэтому дети, а в дальнейшем и взрослые нуждаются во внешнем уходе.

Термин «иппотерапия» является международным. Наряду с использованием слова «иппотерапия» в речи могут употребляться такие слова, как «терапевтическая верховая езда», «адаптивная (реабилитационная) верховая езда», «экитерапия», «верховая езда для инвалидов», «райттерапия». Иппотерапия рассматривается как средство лечения. Содержание ее достаточно разнопланово и включает в себя езду в упряжке, верховую езду на лошади, налаживание общения с лошадью. Таким образом, с помощью иппотерапии осуществляется реабилитация, воспитание, адаптация и интеграция лиц с детским церебральным параличом и не только.

Читайте также:
Рак десны: симптомы, стадии, лечение

Анализ научно-методической литературы показал, что большинство авторов указывают на эффективность занятий иппотерапией у детей с различными нарушениями, но особую значимость данный вид терапии имеет для детей с церебральным параличом [1, 2]. Биомеханическую основу иппотерапии исследовали В.Н. Коновальчук, Р.А. Пополитов, Е.В. Архангельская [3]. По данным этих авторов, биомеханический фактор способствует снижению спазма мышц, увеличению объема движений в суставах, силы мышц спины, живота и конечностей. С помощью иппотерапии достигается оптимальная согласованность всадника с движениями лошади, которая во многом идентична походке здорового человека.

В силу имеющегося нарушения речевой сферы у детей с детским церебральным параличом ограничен круг общения. Лошадь становится для ребенка неким партнером по коммуникации. Что же касается психогенного фактора, то общение с лошадью и верховая езда вызывает у всадника много положительных эмоций, ощущений и переживаний, обеспечивает развитие собственной значимости и веры в себя, когда ребенок или взрослый с ограниченными физическими возможностями способен передвигаться на мощном животном и осуществлять его управление. Кроме того, в процессе проведения занятий у ребенка начинает формироваться представление о кинетическом чувстве. Это способствует появлению желания двигаться и повышает мотивационный компонент проводимой терапевтической работы [2, 4, 5].

Для ребенка общение с лошадью – эмоциональный подъем и расширение кругозора, а на фоне дефицита общения – это еще и приобретение большого сильного друга. В процессе иппотерапевтических занятий у большинства детей увеличиваются желание общаться с окружающими и стремление к расширению сферы своих интересов. Находясь в обществе лошади, ребенок получает непередаваемые ощущения пребывания в энергетическом поле. У ребенка развивается особое кинестетическое чувство – эмоциональный порыв к движению, что создает высокую степень мотивации к занятиям. Таким образом, результаты исследований доказали, что лечебная верховая езда является комплексным терапевтическим методом, оказывающим воздействие на организм человека путем двух факторов: психогенного и биомеханического [1, 3, 6]. Именно поэтому этот метод в последнее время используется все активнее в реабилитации детей с ДЦП.

К настоящему времени организовано и функционирует достаточно большое количество различных оздоровительных центров, которые предлагают программы реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования иппотерапии (иппоцентр «Ветер перемен» (Украина), центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» (Москва), Центр психолого-медико-социального сопровождения «МиР» (Москва) и др. При этом проблемой является недостаток научно обоснованных методик проведения занятий иппотерапией у детей с церебральным параличом 2–4 лет, а анализ существующих показал их несовершенство.

Цель исследования: совершенствовать методику иппотерапии «Школы адаптивной физической культуры Добежиных» и оценить ее эффективность в коррекции двигательных нарушений у детей 2–4 лет с заболеванием детский церебральный паралич.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе Школы адаптивной физической культуры Добежиных (г. Сочи – Адлер, Россия). Тестирование проводилось до начала курса реабилитации и по его окончании в первой половине дня индивидуально с каждым ребенком в отдельно отведенной комнате. В экспериментальную работу были включены дети в возрасте 2–4 лет с диагнозом детский церебральный паралич (форма – спастическая диплегия). Для оценки двигательных способностей нами был подобран комплекс тестовых методик.

На первоначальном этапе мы оценили способность ребенка к удержанию вертикальной позы. Автором данной диагностической процедуры является R. Babannon (1989). Для проведения диагностики на предмет сформированной способности к сохранению положения тела вертикально в пространстве необходимо соблюдение таких требований, как изменение площади опоры. Сохранение вертикального положения тела в пространстве изучается в обычных и облегченных условиях. Увеличение площади опоры осуществляется за счет положения стоп на ширине плеч. Диагностика имеет балло-уровневую систему оценки. При максимальных показателях (четыре балла) ребенок может держать корпус вертикально более 30 с при меньшей площади опоры за счет того, что стопы соединены вместе. Минимальным показателем является трудность удержания вертикального положения тела в течение 30 с при положении ног на уровне плеч.

С целью проведения оценки функциональных категорий ходьбы была проведена диагностическая процедура, предложенная М.K. Holden (1984). Критерием сформированности функциональных категорий ходьбы была продемонстрированная ребенком способность к самостоятельному передвижению, удержание равновесия при прямолинейном передвижении, координированность походки. Максимальным показателем (оцененным в количестве четырех баллов) является независимость при передвижении. Минимальным (ноль баллов) – отсутствие возможности к самостоятельному передвижению, необходимость помощи сопровождающих.

Также нами была оценена степень социально-бытовой адаптации с использованием методики Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и разработана анкета для родителей и инструкторов с целью проведения опроса о психоэмоциональном состоянии и уровне комфорта ребенка во время проведения занятия. Показателями являлись наличие (отсутствие) раздражительности, проявление (отсутствие) интереса к занятиям. Максимальным показателем являлось свободное и раскованное поведение ребенка (четыре балла). Минимальным – проявление каприза во время занятия (0 баллов).

По результатам обследования с целью отслеживания динамики было сформировано 2 группы – контрольная и экспериментальная по 8 человек в каждой. Курс реабилитации длился три недели по 5 занятий в каждую. Всего было проведено 15 занятий по иппотерапии. Психоэмоциональное состояние и уровень комфортности ребенка оценивались после каждой недели работы.

Читайте также:
Полезные и вредные свойства одуванчика

Два инструктора с каждым ребенком проводят занятие в присутствии родителей. На манеже лошадь ведет коневод. Собственные наблюдения за занимающимися иппотерапией показали, что те дети, которые впервые пробуют данный вид терапии, испытывают страх и волнение на первых занятиях от контакта с крупным животным, от высоты нахождения на лошади, от движений лошади и т.п.. Это, по нашему мнению, приводит к скованности и излишнему напряжению ребенка, затрудняет выполнение дальнейших упражнений, а также приводит к негативным реакциям ребенка, страху, отказу от занятий. Данные реакции существенно снижают эффективность терапии.

Оценка двигательных показателей до и после исследования, (Х ± σ)

Иппотерапия

Иппотерапия – это психофизический метод абилитации и реабилитации, который выполняется посредством адаптивной верховой езды. Для его проведения требуется соблюдение двух условий:

  • принятие исходного положения верхом на лошади;
  • создание с помощью шага лошади необходимых, строго контролируемых и подбираемых инструктором биомеханических колебаний, которые подходят наезднику на данном этапе физического развития и состояния.

Идущая шагом лошадь служит терапевтическим средством воспроизведения двигательной активности и позволяет укреплять организм, стимулировать развитие моторики и развивать ряд физических и коммуникативных навыков.

Чем полезна иппотерапия

Терапевтическое воздействие методики обусловлено несколькими механизмами:

  • Колебательные движения, возникающие от спины движущейся лошади, заставляют человека поочередно напрягать и расслаблять мышцы туловища, ягодиц и ног. Такое сокращение и расслабление мышц способствует следующему:
    • устранению гиперкинезов;
    • повышению тонуса мышц;
    • формированию правильной осанки, которая переносится в обычную жизнь;
    • появлению новых рефлексов, направленных на поддержание равновесия и координации движений;
    • развитию симметрии – мышцы, суставы, связки и парные внутренние органы (почки, мочеточники и др.) приобретают одинаковые свойства и функциональную активность с правой и с левой стороны. Это очень важно при таких заболеваниях, как сколиоз, инсульт, ДЦП и др.;
    • нормализации обмена веществ в организме;
    • разогреву и массажу мышц тазового дна, ног и ягодиц, а также внутренних органов, который приводит к улучшению кровотока в органах и тканях;
    • улучшению состояния и функционирования всех органов и систем, в том числе головного мозга.
  • Во время иппотерапии за счет шага лошади происходят такие же движения костей таза человека, как во время обычной ходьбы. Такой процесс очень важен для людей, имеющих ограниченную подвижность или долгое время находившихся без движения. Удается добиться следующего:
    • наработать мышечную память, чтобы впоследствии пациент мог начать ходить;
    • задействовать сразу все мышцы тела, поскольку даже для просто сидения на лошади во время ее движения нужно сохранять равновесие;
    • обеспечить развитие здоровых мышц и формирование нормальных двигательных стереотипов у поврежденных мышц;
    • улучшить работу внутренних органов и избежать ряда заболеваний за счет физической нагрузки путем моторно-висцеральных рефлексов.
  • Улучшение психологического состояния пациента. Положительный эффект наблюдается в следующем:
    • При езде верхом приходится подчиняться тому ритму, который задает лошадь. Это делает пациента в какой-то мере зависимым от животного, что непроизвольно откладывается в подсознании человека, уча его считаться с окружающим миром. Во время прогулки лошадь и всадник становятся партнерами и даже друзьями, что развивает у человека чувство ответственности за животное и взаимопонимание друг с другом.
    • Замкнутые и малокоммуникабельные дети садятся на лошадь и, глядя сверху вниз на окружающих, обретают чувство самоуважения, собственного достоинства, преодолевают неуверенность в себе, страх и боязнь общения с другими. Ребенок в какой-то мере ощущает себя повелителем большого, мощного животного, а это способствует утверждению его «я». Очень часто умственно отсталые люди (или просто застенчивые) стесняются прямых контактов с окружающими, даже родителями. Лошадь в данном случае выступает «связующим звеном», своего рода посредником между внутренним миром пациента и внешним, в который он так хотел бы быть принятым на равных.
    • Замечательный эффект дает поглаживание гладкой, атласной кожи коня. Между человеком и животным возникает удивительное чувство близости и единения: энергия животного передается человеку, очищает его поле, настраивает на слияние с природой. Даже просто перебирая шелковистую конскую гриву, человек испытывает комфортные ощущения, его настроение и душевное состояние значительно улучшаются, укрепляется жизненный тонус.

Таким образом, эффективность иппотерапии обусловлена комплексным воздействием на функционирование вестибулярного аппарата, опорно-двигательной системы, нервной системы и внутренних органов, а также воздействием на чувственную сферу человека.

Показания к иппотерапии у детей и взрослых

Процедура в составе комбинированной терапии показана для лечения и восстановления при следующих состояниях и заболеваниях у детей и взрослых:

  1. Нервная система:
    • недоношенные дети в первый год жизни;
    • детский церебральный паралич;
    • парезы;
    • нарушения после черепно-мозговых травм и инфекционных болезней ЦНС;
    • травмы спинного мозга;
    • врожденные нарушения работы ЦНС;
    • радикулопатии;
    • инсульты;
    • рассеянный склероз.
  1. Опорно-двигательная система:
    • нарушения осанки;
    • сколиоз;
    • пороки развития рук или ног;
    • контрактуры;
    • дисплазия тазобедренного сустава;
    • состояния после ампутации рук или ног;
    • остеохондроз, артрозы;
    • гипотрофия мышц;
    • нарушения походки и равновесия любого происхождения.
  1. Коррекция моторики и развитие психических, социальных навыков при генетических заболеваниях:
    • синдром Дауна;
    • аутизм;
    • ЗПР;
    • синдром Ретта;
    • депрессия;
    • умственная отсталость;
    • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  1. Соматические заболевания:
    • постинфарктные состояния;
    • нарушения сердечного ритма;
    • хронический бронхит;
    • бронхиальная астма;
    • сахарный диабет.
Читайте также:
Удалять или нет миндалины лазером

Лечебный эффект иппотерапии

Основные функции процедуры заключаются в следующем:

  • Устранение отрицательного воздействия гипокинезии.
  • Нормализация и развитие физической активности человека, повышение силы и выносливости.
  • Восстановление утраченных или отсутствовавших моторных и психических функций и навыков.
  • Реабилитация и социализация пациента.

Терапия позволяет добиться следующих результатов:

  • Устранить или уменьшить патологический мышечный тонус (например, выпрямить туловище).
  • Увеличить объем и амплитуду движений в суставах, получить колебательные движения в ранее неподвижных сочленениях.
  • Устранить разницу в длине нижних конечностей.
  • Уменьшить частоту и выраженность гиперкинезов (непроизвольных движений головой, конечностями и др.).
  • Улучшить походку и осанку.
  • Нормализовать зрительно-моторную координацию.
  • Укрепить мускулатуру тела.
  • Улучшить обмен веществ.
  • Повысить жизненную емкость легких.
  • Восстановить или сформировать обыденные двигательные стереотипы (например, ровное сидение, стояние, ходьба, перемещение предметов и манипуляции с ними и т. д.).
  • Уменьшить степень тревожности.
  • Нормализовать общение с окружающими и улучшить социальную адаптацию.
  • Улучшить самочувствие и настроение.

Положительный эффект наблюдается даже после медленной конной прогулки, поэтому пациенту не обязательно перемещаться активно.

Специалисты нашего центра сделают все возможное, чтобы иппотерапия как можно быстрее принесла заметные результаты. Выбирая нас, вы можете быть уверены в индивидуальном подходе и применении безопасных методик восстановления. Записывайтесь на прием, чтобы лично убедиться в эффективности наших процедур!

Противопоказания

Лечение при помощи иппотерапии имеет некоторые противопоказания:

  • Аллергические реакции на лошадиную шерсть или пот
  • Выраженный остеопороз
  • Ожирение 3-4 степени
  • Ряд заболеваний позвоночника (например, крупные межпозвонковые грыжи)
  • Психические расстройства в острой стадии
  • Вывих бедра
  • Отслойка сетчатки

Перед прохождением терапии требуется обязательная консультация специалиста.

Записаться на прием к врачу Горячая линия по вопросам здравоохранения Югры круглосуточно 8-800-100-8603

Последние новости

Поздравление главного врача с Новым 2022 годом!

Новый год обычно связывают с надеждами на лучшее, поэтому пускай все хорошее, что радовало Вас в уходящем году, непременно найти свое продолжение в году наступающем.

Режим работы БУ ХМАО-Югры «Сургутская клиническая психоневрологическая больница» в выходные и праздничные дни с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года

Детское диспансерное психиатрическое отделение работает: 3 января и 6 января 2022 года.
Режим работы: с 9:00 до 13:00.
Телефон регистратуры: +7 (3462) 94-02-16 (по электронной записи).
Адрес: проезд Взлётный 11.

Главный врач СКПНБ выступит в прямом эфире «Спросите у врача»

30 декабря в четверг в 11:00⠀⠀⠀
Тема эфира: «Советы доктора на Новый год»
Спикер: Андрей Петрович Новиков, главный внештатный специалист психиатр-нарколог Депздрава Югры

Прямой эфир “Чем заняться с ребенком в Новогодние праздники?”⠀⠀⠀

Актуальная информация

Рекомендации минздрава России меры предосторожности в условиях роста заболеваемости COVID-2019

Материалы по теме:

1 декабря 2021 г. Всемирный день борьбы со СПИДом

Всемирный день борьбы со СПИДом (World AIDS Day) ежегодно отмечается по всему миру 1 декабря, в соответствии с решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и решением Генеральной Ассамблеи ООН, принятыми в 1988 году.

Этот День стал одним из самых важных международных дней, связанных с вопросами здравоохранения и одной из ключевых возможностей повышения информированности, воздания должного памяти погибших от болезни, и возможности отметить такие достижения как расширение доступа к лечению и мерам по профилактике.

От заболеваний до профилактики: в Югре декабрь 2021 . пройдёт под эгидой профилактики хронических болезней нижних дыхательных путей


В декабре 2021 года в Ханты-Мансийском автономном округе Югре начинается месячник профилактики заболеваний нижних дыхательных путей.
Заболевания нижних дыхательный путей ежегодно занимают одно из лидирующих мест в структуре всех заболеваний населения России. Наиболее подверженная риску группа – это дети, у них 54,2% всех болезней составляют патологии органов дыхания, затем идут подростки, у которых процент респираторных патологий составляет 33,2% от всей заболеваемости, в заключении взрослые, среди этой группы процент заболеваемости составляет 13,6% процента.

Статья медицинского психолога: Откажись от никотина

Табачная зависимость – это хроническое, прогрессирующее заболевание, которое возникает из-за действия никотина как наркогенного вещества. Характеризуется патологическим влечением к курению табака и связанными с ними разнообразными последствиями табачной интоксикации нарастающей тяжести.

В Международной классификации болезней определены расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, включая табак.

Режим работы Учреждения:

Поликлиника
Понедельник – пятница с 08:00 до 18:00

Читайте также:
Последствия плеврита легких и профилактика осложнений

Стационар круглосуточно

Приемная главного врача

Набережный проспект , 41, 6 этаж

тел. +7 (3462) 94-03-77
факс. +7 (3462) 94-13-06

ул. Иосифа Каролинского, 11

Отделение платных медицинских услуг




Регистратура
Взрослый корпус
Набережный проспект , 39

+7 (3462) 94-04-63 психиатрическая служба
+7 (3462) 94-03-59 наркологическая служба
Детский корпус, Взлетный проезд , 11
Амбулаторная служба
+7 (3462) 94-02-16
Амбулаторное психотерапевтическое
отделение

ул. Каролинского, 11

Приемный покой ул. Профсоюзов, 12/3
Взрослый корпус
+7 (3462) 94-03-78
+7 (3462) 34-70-70
Детский корпус
+7 (3462) 32-41-04

Информация о состоянии граждан на учете

Запрос информации направляется по следующим адресам

факс:+7 (3462) 94-13-06

Уважаемые граждане!

В Учреждении применяются дистанционные формы работы:

Консультативные приемы амбулаторного психотерапевтического отделения (АПО) проводятся по средствам Skype. Записаться на консультацию можно по телефону +7(3462) 94-07-33.

Режим работы: в будние дни пн.- пт. с 8:00 до 18:00 (кроме сб. и вс.).

Телефон доверия +7(3462) 94-07-31.

Режим работы: в будние дни пн.- пт. с 8:00 до 18:00 (кроме сб. и вс.).

Цикл онлайн трансляций «Без Паники» пн.- пт. в 10:00 на YouTube и Instagram.

Ссылки на социальные сети:

8-800-100-86-03 «Контакт-центр МИАЦ» консультирование граждан по вопросам здравоохранения на территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.

«03»,«103» Скорая помощь! Телефон для вызова бригады скорой медицинской помощи во всех городах и селах России. Скорая помощь в России оказывается бесплатно.

112 Телефон единой службы спасения.

8(3467) 338-311 оперативный дежурный «Центр медицины катастроф»

8-800-101-12-12; 8-800-101-12-00 Единая социальная психологическая служба «Телефон доверия»

8-800-200-01-22 Единая служба «ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»

8(3462) 35-54-61, 35-54-84 КУ ХМАО – Югры «Центр лекарственного мониторинга» телефон «Горячая линия» по вопросам лекарственного обеспечения, том числе льготного лекарственного обеспечения, расположенного в г. Сургуте

8-800-100-86-06 СМК «Югория-Мед» телефон «Горячая линия»

8-800-100-81-01 ЗАО «Капитал Медицинское страхование» телефон «Горячая линия»

8-800-100-07-02 ОАО «Страховая компания «Согаз-Мед»» телефон «Горячая линия»

8-800-10-100-11 «Отдых детей»

8-800-200-0-200 Консультативный информационный центр по вопросам получения индивидуальной телефонной помощи, в отказе от потребления табака

8-800-101-00-86 Центр “Открытый регион” в ХМАО-Югре по вопросам обеспечения безопасности детей

8-800-250-00-15 Линия помощи «Дети онлайн». Часы работы: с 9 до 18 по рабочим дням, время московское, звонки по России бесплатно.

8-800-100-86-02 Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры телефон «Горячая линия»

8 (3467) 960-160 Департамент здравоохранения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

8 (3467) 33 -37- 41 Служба по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (Здравнадзор Югры)

8 (800) 100-81-02 Министерство здравоохранения Российской Федерации

8 (800) 500-18-35 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения телефон «Горячая линия»

8 (3467) 356-753, 363-064 , Территориальный орган Росздравнадзора по Тюменской области, Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре, Ямало – ненецкого автономного округа

В чем польза иппотерапии для детей

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что сегодня «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для успешной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [5]. В современных условиях школьного обучения у 50 % детей наблюдается ослабление жизнедеятельности организма, рост заболеваемости дифтерией, коклюшем, туберкулезом. Для этой категории школьников характерна слабая социальная адаптация, что является важной проблемой в работе педагогического сообщества образовательной организации.

Дети, склонные к заболеванию туберкулезом, нуждаются в длительном лечении. Для поддержки психологического, физического, духовного здоровья такой категории детей создаются образовательные учреждения санаторного типа. Для детей характерны быстрая утомляемость, слабость, раздражительность и снижение активности в жизнедеятельности школы, общении со своими сверстниками и, как результат, – низкий уровень их социальной адаптации. Определение уровня социальной адаптации детей и создание условий для их успешной социализации приобретает особое значение в контексте сохранения их психологического здоровья.

Все вышеизложенное актуализирует проблему выявления методов, содействующих успешной социальной адаптации детей санаторной школы. Предметом данной статьи является исследование возможностей эффективного влияния занятий иппотерапией на социальную адаптацию учащихся санаторной школы.

Актуальность исследования социальной адаптации младших школьников в современных условиях определяется двумя основными группами причин. С одной стороны, это рост интереса к изучению различных факторов, влияющих на адаптацию и социализацию детей. С другой стороны, это необходимость поиска и обновления имеющихся средств педагогического воздействия на детей с различными нарушениями [13]. Мы предполагаем, что в условиях санаторной школы важным является поиск средств педагогического воздействия на социальную адаптацию детей, склонных к заболеванию туберкулезом.

Проблема социальной адаптации младших школьников нашла свое отражение в работах И.Л. Беккера, Г.В. Дремовой, А.А. Налчаджян, Л.А. Плеханова, А.А. Реан, А.А. Силяевой, Д.И. Фельдштейна и др. Успешность социальной адаптации детей, имеющих нарушения в здоровье, рассматривали в своих работах Е.Ю. Двойникова, И.В. Дубровина, И.С. Кон и др.

Читайте также:
Чем полезен желатин для организма

Социальная адаптация является одним из этапов социализации ребенка, которая представляет собой процесс приближения опыта личности к требованиям среды с целью формирования готовности к исполнению социальных ролей [1]. Рассматриваемая адаптация предполагает содействие личности, направленное на повышение самооценки и мотивации к успеху [3].

По мнению Д.И. Фельдштейна, необходимость изучения проблемы социальной адаптации определяется тем, что существует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формировании личности ребенка. Одной из основных характеристик личности является психологическое здоровье [10]. Уровень психологического здоровья школьника определяет его социальную адаптацию.

И.В. Дубровина рассматривает психологическое здоровье как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов [4]. Раскрывая сущность психологического здоровья детей, ученые отмечают, что выявить изменения психики возможно лишь по состоянию психической активности ребенка. Психическая активность – состояние психики во взаимодействии со средой. Показатель психической активности в конкретных условиях жизненной среды, как отмечает Н.М. Сараева, составляет «психологический статус» ребенка [8]. «Психологический статус» – характеристика системы «ребенок – жизненная среда».

Определяя показатели психологического статуса детей, мы провели тестирование школьников, используя методику «The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS» в интерпретации А.М. Прихожан. В данном тестировании участвовало 45 учащихся начальных классов санаторной школы. Результаты проведенного исследования, показали, что у 31 % респондентов наблюдается повышенный психомоторный тонус, эмоциональная напряженность, в результате чего может наблюдаться снижение активации психической деятельности. Кроме устойчивого повышения или снижения психомоторного тонуса, у детей проявляется неустойчивый психомоторный тонус, который характерен для 42 % респондентов и служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т.е. частой смены настроения. Эмоциональная напряженность возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате высокой тревожности ребенка, т.е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги. У 52 % респондентов выявлен признак повышенной тревожности. Повышение тревоги часто наблюдается в состоянии стресса. У 41 % детей присутствует чувство неполноценности, отчужденности, неуверенности, потребности в защите и заботе.

Таким образом, нами установлено, что у детей, склонных к заболеванию туберкулезом наблюдается преобладание состояния тревоги. Особенно выражены такие показатели, как повышенный психомоторный тонус, эмоциональная напряженность, показатели повышенной тревожности, состояния стресса и чувства неполноценности, отчужденности, неуверенности в себе, что отражается на их социальной адаптации.

В этой связи важное значение приобретает поиск средств и методов, обеспечивающих эффективность социальной адаптации. В настоящее время в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении, активно стали внедряться методы зоотерапии (дельфинотерапия, лечебная кинология, работа в «живом уголке», иппотерапия), содействующие решению задач психологического и физического здоровья детей.

Анализ работ И. Карценковой, М. Репина, А. Денисенкова, Н. Роберта, И. Шпицберга, М. Лория, Д.М. Цверавы, М.В. Максимовой и др. показал, что иппотерапия успешно применяется при нарушениях двигательной сферы ребенка, при поражении органов чувств – слепота, глухота; при психических заболеваниях – аутизм, неврозы; некоторых формах шизофрении; при различных нарушениях социальной адаптации. При этом проблема социальной адаптации детей, склонных к заболеванию туберкулезом, при помощи иппотерапии не исследовалась в теории и практике отечественной педагогики.

Решение данной проблемы, прежде всего, предполагает раскрытие сущности понятия «иппотерапия». Раскрывая особенности реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии. Анализ литературных источников показал, что иппо́терапия (от греч. hippo – лошадь) – это так называемое «лечение с помощью лошади», при котором с больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде [2]; «нейрофизиологически обоснованное лечение с помощью верховой езды на лошади» [11]; деятельность, связанная с терапевтической областью, при непосредственном участии медиков не только в планировании терапии и отслеживании динамики, но и непосредственно в ходе занятий [6]; форма лечебной физкультуры, которая предназначена для детей, нуждающихся в физической, психо-социальной и личностной реабилитации; она рассматривается как многофункциональный метод реабилитации, позволяющий учитывать психологический статус ребенка, способствует социализации личности [12]; это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду, цели и задачи которой – помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным приспособиться к новым, изменяющимся обстоятельствам [9].

Таким образом, исследователи рассматривают понятие «иппотерапия» как многоаспектное, для нашего исследования важным является представление его как метода реабилитации, позволяющего учитывать психологический статус, а также содействовать успешной адаптации детей к изменяющимся условиям.

Раскрывая особенности использования данного метода в лечении детей, невролог Л.А. Плеханов выделяет ряд важнейших функций иппотерапии [7]:

– психофизиологическая: взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом;

– психотерапевтическая: взаимодействие людей с животными может способствовать гармонизации их межличностных отношений;

– реабилитационная: контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной реабилитации;

Читайте также:
Полезные и вредные свойства одуванчика

– удовлетворение потребности в компетентности, выражаемое формулой «я могу». Взаимодействие с миром природы позволяет повысить самооценку и быть значимым для других;

– общение партнеров в решении проблем социальной адаптации. Важную роль в снятии страхов играет доверие. Взаимодействие всадника с лошадью позволяет снять у ребенка неловкость, связанную с характером заболевания. Иппотерапия обеспечивает развитие чувства собственной значимости и силы [7].

По нашему мнению, взаимодействие детей с животными будет способствовать снятию стресса, чувства неловкости, нормализации работы нервной системы, гармонизации межличностных отношений, позволит повысить самооценку, потребность быть значимым для других, развить чувство собственной значимости и силы, повышая уровень социальной адаптации детей.

Предположив, что иппотерапевтический курс может положительно влиять на здоровье детей санаторной школы, мы провели исследование на базе Государственного учреждения социального обслуживания «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток»» Забайкальского края. Контингент детей для занятий иппотерапией формируется фтизиатром и школьным врачом с учетом медицинских противопоказаний.

Мы считаем, что для социальной адаптации детей, склонных к заболеванию туберкулезом, первостепенным действием является решение следующих задач: повышение социальной адаптации; улучшение деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма; развитие речи, памяти, мышления, внимания; снижение реактивности и тревожности; стабилизация эмоциональной сферы; улучшение мелкой моторики (работы мышц кисти и пальцев); снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, замкнутости, агрессивности; воспитание самостоятельности, независимости, успешное решение которых позволит повысить уровень здоровья учащихся.

Проведенные занятия иппотерапией показывают, что у детей повышаются показатели психологического статуса, так как при общении с лошадью у них улучшается настроение, уменьшается чувство страха, обособленности, отчужденности, появляется уверенность в себе и своих силах, повышается их социальная адаптация.

По окончании курса иппотерапии детям санаторной школы было предложено написать эссе (предполагает выражение автором своей точки зрения, выражение эмоций) на тему «Мое самочувствие после занятий иппотерапией». Анализ работ школьников показал, что во время общения с лошадью у детей повышается настроение, им становится «весело, радостно», что они приобрели «новых друзей», которые помогли им «справится с чувством страха, одиночества». «Иппотерапия, – пишут они, – нужна для того, чтобы мы были здоровыми, сильными, красивыми, а лошади – самые ласковые, добрые и лечебные животные». Дети с нетерпением ждут новых занятий и часто видят лошадей во сне. Также отмечают, что, сидя на лошади, чувствуют себя свободными и раскрепощенными, что важно для их психологического здоровья.

Таким образом, проведенное нами наблюдение показало, что общение с лошадью, упражнения и игры на ней, индивидуальная работа инструктора с каждым ребенком стимулируют желание и умение слушать, учиться и трудиться, дают ему возможность осознать полученный опыт, обрести уверенность в себе. На фоне положительных эмоциональных переживаний происходит высокая концентрация сил и внимания школьника, при этом ценным в результате занятий можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своих скрытых возможностей. После окончания каждого реабилитационного цикла иппотерапией для детей в здоровьесберегающем пространстве санаторной школы создаются благоприятные условия, содействующие успешной социальной адаптации младшего школьника. Перспективы новых исследований предполагают рассмотрение отдельных аспектов данной проблемы.

Соответствующее научное исследование проведено при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России, № 14.132.21.1056.

Рецензенты:

Бордонская Л.А., д.п.н., профессор кафедры теоретической физики, ФГБО ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита;

Клименко Т.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, ФГБО ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.

В чем польза иппотерапии для детей

Детские церебральные параличи (ДЦП) – это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений. Мультифакторность этиологии и сложность онтогенеза детского церебрального паралича затрудняют эффективность его лечения (Кожевникова В.Т., 2005).

Как показали многочисленные исследования, особенности воздействия физической нагрузки на организм при езде на лошади заключается в том, что физическая активность самого всадника сопровождается значительным статическим компонентом (поддержание правильной посадки, равновесия) и вертикальными колебательными перемещениями тела, возникающими в ответ на ритмичные движения туловища лошади. Иппотерапия комплексно воздействует на организм человека через психогенный и биомеханический факторы, оказывая положительное влияние на физическое и психическое здоровье.

На сегодняшний день, учитывая рекомендации, основные положения и взгляды ряда специалистов в области применения методики иппотерапии (Штраус И., 2000; Максимова М.В, 2005; Климова В.К. с соавт, 2008), можно считать научно доказанным, что верховая езда дает импульс гармоничному развитию мышечного корсета, оптимизирует работу нервной системы, улучшает координацию движений и помогает человеку с особыми потребностями адаптироваться к социуму.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе Международного молодежного туристического спортивно-культурного оздоровительного комплекса Белгородского национального исследовательского университета.

В исследовании принимали участие 20 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 12 лет с различной степенью выраженности ДЦП. В программу реабилитации включалось 10-15 занятий иппотерапией, которые проводились 2 раза в неделю. Длительность занятия зависела от самочувствия всадника и продолжалась от 10-15 минут в начале курса до 30 минут в конце. Для каждого всадника был разработан индивидуальный комплекс упражнений, зависящий от тяжести заболевания. Комплекс упражнений выполнялся как на стоящей, так и на идущей шагом лошади: активные (смена положения рук и ног, ноги вдоль крупа и по бокам лошади, лежа на лошади на животе подъем ноги при удержании равновесия и т.д.) и активно-пассивные (подъем руки иппотерапевтом – опускание самостоятельно и т.д.). Упражнения выполнялись в игровой форме при продолжительности – 30-40 % времени занятия.

Читайте также:
Диагностика и лечение триппера

Методы исследования.

1. Тестирование уровня физического развития проводилось до начала и после курса иппотерапии с использованием таблицы оценки этапов физического развития (в баллах), разработанной Т.В. Кожевниковой (2005). Физическое состояние оценивалось по 9 позициям (пятибалльная система):

1) стабилизация положения головы;

3) развитие свободного сидения

а) лежа на спине;

б) сидя на стуле или кушетке;

а) вставание на четвереньки;

б) трехопорное и двухопорное стояние;

5) передвижение на четвереньках;

а) стойка на колеях;

б) ходьба на коленях;

в) вынос ноги вперед, переход в вертикальное положение;

7) вертикальная стойка;

9) функции верхних конечностей.

Чем ниже оценка по шкале, тем ниже уровень развития двигательных систем

2. Метод газоразрядной визуализации (ГРВ). Инициация и регистрация газоразрядного свечения осуществлена с использованием прибора «GDV Camera». Расчет характеристик газоразрядных изображений (ГРИ) пальцев рук произведен с использованием программы «GDV Energy field» и «GDV Diagramm» ([Коротков К.Г., 2007).

Результаты и их обсуждение. После окончания курса иппотераии оценены параметры движения и их динамика. Общее количество баллов для всех участников эксперимента в начале занятий составило 426 баллов, по окончании эксперимента – 473 балла (общий прирост – 47 баллов). Учитывая тяжесть патологии, следует отметить достаточно высокую эффективность воздействия занятий иппотерапии.

Самые минимальные изменения наблюдались у всех участников по первой позиции – стабилизация положения головы (прирост + 1 балл). Самые максимальные – по позиции 3б – развитие свободного сидения, сидя на стуле или кушетке (+6 баллов) и по позициям 4б, 5, связанным с положением на четвереньках (+4 балла), стойка на колеях 6а (+4 балла), вынос ноги вперед (+6 баллов), торсии (+4 балла). Вероятно, это связано с тем, что именно контакт с лошадью, массирующее и разогревающее действие мышц движущейся лошади на нижние конечности всадников позволяет им расширить диапазон движений и улучшить функции опорно-двигательного аппарата.

Оценка физического состояния детей с диагнозом ДЦП до и после курса занятий иппотерапией
(в баллах)

Прирост в баллах

Прирост в баллах

Максимальный индивидуальный прирост амплитуды движений составил 11 баллов, минимальный –
1 балл. Характерно, что наибольшие изменения отмечены для детей с более серьезными поражениями нервной системы, тогда как у более сохранных детей динамика по всем позициям была небольшая.

ГРВ-граммы ребенка с ДЦП, обработанные с помощью компьютерной программы:
а – до курса иппотерапии (площадь изображения – 12281 пикселей, симметрия – 85%); б – после курса иппотерапии (площадь изображения – 21757 пикселей, симметрия – 91%)

Анализ результатов ГРВ-графии, характеризующей состояние вегетативных функций и энергетических ресурсов организма, проводился с помощью специальной компьютерной программы. Установлено, что перед курсом иппотерапии площадь газоразрядного изображения в среднем составила 15431,9 пикселей. Это свидетельствует о недостаточном энергообеспечении функциональной активности систем организма (норма 18000 пикселей). По окончании курса величина данного показателя статистически достоверно увеличилась до 21648,6 пикселей (на 40,3 %). Площадь засветки является интегральным показателем функционирования организма и пропорциональна его энергетическому ресурсу. Изменения были статистически достоверны. Для каждого всадника также определялся индивидуальный профиль ГРВ-грамм. На рисунке представлена персональная ГРВ-грамма, которая является типичным случаем изменения энергетического поля 10-летнего пациента с тяжелой формой ДЦП до (а) и после (б) курса иппотерапии.

Полученные результаты были подтверждены мнением родителей и опекунов, которые указывали на более высокую степень регуляции вегетативных функций у детей, повышение подвижности в суставах и выполнение более полного объема движений. У некоторых участников эксперимента отмечалось улучшение сна, усиление аппетита, появление желания и возможности самостоятельного передвижения.

Таким образом, на основании изучения научной и учебно-методической литературы и проведенного исследования установлено, что иппотерапия может рассматриваться как современная технология реабилитации больных с множественными нарушениями функций. Она оказывается весьма эффективной при применении в процессе реабилитации больных с тяжелыми формами детского церебрального паралича (ДЦП).

Список литературы

  1. Климова В.К., Посохов А.В, Лукьянов Н.А. Теоретические основы использования иппотерапии в процессе физической реабилитации. – Белгород: ИЦП «Политерра». – 2008. – 75 с.
  2. Кожевникова В.Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных с церебральным параличом. – М.: ПБОЮЛ «Т.М. Андреева», 2005. – 238 с.
  3. Коротков К.Г. Принципы анализа ГРВ биоэлектрографии. – СПб.: Реноме, 2007. – 286 с.
  4. Максимова М.В. Иппотерапия как средство коррекции психического развития умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста: дис . канд. пед. Наук. – МПГУ, 2005.- 187 c.
  5. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды: пер. с нем. – М.: Московский Конноспортивный клуб инвалидов, 2000. – 102 с.
Читайте также:
Причины появления и терапия витилиго у детей

Правила питания и образа жизни при сахарном диабете

Содержание статьи:

  • Особенности образа жизни диабетиков
  • Питание при диабете
  • Ограничения при диабете: продукты и напитки
  • График приема пищи
  • Физическая нагрузка и активность
  • Активный образ жизни
  • Важные советы
  • Влияние упражнений на уровень сахара в крови

Современные врачи все чаще подчеркивают, что сахарный диабет – это особое заболевание, требующее ведения определенного образа жизни. Зная, что можно и нельзя при сахарном диабете, соблюдая рекомендации по правильному, рациональному питанию и здоровой физической активности, своевременно принимая рекомендованные врачом препараты, можно вести привычную жизнь, серьезно себя ни в чем не ограничивая.

Особенности образа жизни диабетиков

Правильное построение образа жизни в целом, изменение питания и дозированные нагрузки позволяют взять под контроль концентрацию глюкозы крови, не допуская ее серьезных колебаний – гипо- и гипергликемии.

Учитывая все противопоказания при сахарном диабете 1 или 2 типа, рационально сочетая медикаменты, инъекции инсулина с пищей и питьем, рациональной нагрузкой, можно снизить риски серьезных осложнений болезни, включая поражения почек, глаз, сердечно-сосудистой системы, периферических нервов и стоп.

Изначально может показаться, что вести при диабете здоровый образ жизни сложно, но в реальностиизменения очень позитивно сказываются на состоянии, соблюдать их не сложно, а реальных запретов и противопоказаний к тем или иным продуктам, напиткам и действиям при диабете не так много.

Рациональная диета и регулярные дозированные физические нагрузки как часть ЗОЖ при диабете помогают:

  • поддерживать стабильный уровень сахара;
  • контролировать давление, концентрацию холестерина и других липидов плазмы в рамках целевых показателей;
  • снизить массу тела и поддерживать ее в здоровом диапазоне;
  • полностью предотвратить или серьезно снизить риски осложнений болезни.

Это позволяет вести привычную жизнь, не страдать от плохого самочувствия, иметь больше сил и энергии.

Питание при диабете

Многих беспокоят возможные запреты и противопоказания к употреблению определенных продуктов при диабете 1 либо 2 типа. Но подходы к питанию претерпели существенные изменения за последние 20-30 лет, и многие любимые блюда можно есть, но делать это реже и небольшими порциями. Основу питания при данной патологии составляют здоровые, цельные и разнообразные продукты, содержащие как можно меньше легких углеводов. Рацион подбирается индивидуально для каждого больного, с учетом его предпочтений и особенностей болезни.

Среди рекомендуемых групп продуктов можно подчеркнуть определенные особенности выбора:

  • Овощи категории не крахмалистых – томаты, морковь, разные сорта капусты, перцы, зелень. Крахмалистые овощи, такие как горошек, картофель, кукуруза, можно добавлять в рацион в меньших объемах.
  • Полезные фрукты, даже сладкие, так как они помимо сахара содержат клетчатку, которая замедляет его всасывание.
  • Половина злакового рациона в сутки должна включать цельнозерновые блюда. Обработанное зерно и мучные изделия нужно уменьшать.
  • Важно потреблять достаточно белка – мясного, рыбного, из птицы, молочных продуктов.
  • В рационе должны быть яйца, орехи, семечки, бобовые.
  • Полезны продукты с содержанием ненасыщенных жиров, полезные для сердечно-сосудистой системы. Это растительные масла, семена и орехи, морская жирная рыба, авокадо. При приготовлении пищи стоит отказаться от жарки на сливочном масле, сале, маргарине, до минимума сократить сметану и сливки.

Ограничения при диабете: продукты и напитки

Есть ряд продуктов или определенных напитков, которые стоит резко ограничить в рационе или совсем исключить. К ним относят жирные блюда, богатые животными, насыщенными и транс-жирами. Также важно сокращать продукты, в которых много соли, сахара (конфеты, сладкая выпечка), газировки и коробочные соки, спортивные энергетики.Полезно пить вместо сладких напитков обычную воду, при употреблении кофе или чая использовать сахарозаменители. Стоит резко сократить количество алкоголя или полностью от него отказаться – он провоцирует резкие колебания сахара крови.

График приема пищи

Многим людям рекомендуют придерживаться определенного режима питания, принимать пищу каждый день примерно в одно время. Но допустим и более гибкий подход к питанию, что зависит от типа диабета и тех препаратов, которые назначены для его контроля. Важно получать определенное, примерно равное количество углеводных компонентов с каждой трапезой. Единственное, что нельзя делать при сахарном диабете – длительно голодать, особенно на фоне приема препаратов или инсулина. Это грозит развитием гипогликемии, вплоть до комы.

Правильно определенный объем порций тоже важен, чтобы контролировать сахар крови и свой вес. Нужно обсудить нюансы питания с врачом, использовать полезные приложения для смартфонов, которые помогают составлять рацион питания диабетиков.

Читайте также:
Этамзилат: инструкция по применению, цена, отзывы

Физическая нагрузка и активность

Не менее важно для пациентов с диабетом быть физически активными. Глюкоза – это основное топливо для мышц, за счет регулярных нагрузок она активно расходуется, поддерживается более низкий ее уровень в плазме. Кроме того, нагрузки помогают поддерживать здоровье в целом и хорошее настроение, укрепляют сердце и сосуды, помогают активнее доставлять кислород в ткани.

В понятие физическая активность входят традиционные упражнения, такие как плавание или игра в футбол. Но есть и бытовая активность – нужно больше перемещаться по дому или пользоваться лестницей вместо лифта. Все это имеет значение.

Некоторые люди опасаются, что физическая активность будет слишком утомительной или затруднит лечение диабета. А если часто бывает гипогликемия, пациенты переживают, что сахар резко упадет. Но активность не всегда приводит к снижению уровня сахара в крови – онаможет также вызвать его повышение.

Нет одного вида активности, который подошел бы всем, кто страдает диабетом. Речь идет о том, чтобы найти то, что наиболее эффективно для конкретного пациента. Лучше всего сочетать разные виды деятельности, потому что они имеют разные преимущества. И делать то же самое через некоторое время надоест.

Например, плавание может усилить дыхание и повысить частоту сердечных сокращений. Это полезно для здоровья сердца, потому что ему приходится усерднее работать, чтобы перекачивать кровь по телу. А при диабете еще важнее поддерживать здоровье сердца, потому что диабетики больше подвержены риску сердечных заболеваний и других осложнений. Но даже работа в саду помогает укрепить силы и может помочь организму лучше использовать инсулин.

Активный образ жизни дома

Полезно пылесосить дом и мыть полы, чаще делать уборку. Если нужно начать в более легком темпе, можно попробовать стоять во время телевизионной рекламы. Если вы можете справиться с этим, постарайтесь стоять в течение всего рекламного перерыва, а затем ходить на месте во время рекламы. Постепенно можно добавлять по одному виду упражнений.

Даженебольшое изменение распорядка дня (например, прогулка) повысит активность и поможет вам почувствовать себя лучше, живя с диабетом. Можно:

  • сойти с автобуса на одну остановку раньше;
  • кататься на велосипеде;
  • ходить.

При диабете очень важно сохранять активный образ жизни на работе, особенно если приходится долго сидеть перед компьютером. Полезны:

  • подъем по лестнице;
  • прогулочные встречи;
  • стояние, когда человек говорит по телефону;
  • упражнения на стуле, такие как наклоны и поднятие рук вверх.

Важные советы

Если пациент беспокоится о том, как начать какой-либо из этих видов деятельности, нужно поговорить со своим врачом. Он сможет посоветовать, как адаптировать нагрузки под себя.

Если есть осложнения диабета, например проблемы с глазами и ногами, нужно тщательно подумать о выбранном занятии. Например, если есть язва стопы, вам может потребоваться избегать определенных видов нагрузок, таких как бег трусцой. Упражнения на стуле могут быть лучше для таких пациентов.

Как упражнения влияют на уровень сахара в крови

Физическая активность может по-разному влиять на уровень сахара в крови, в зависимости от того, чем занимается человек с диабетом. Многие люди не хотят заниматься спортом, потому что это снижает уровень сахара в крови. Не все виды упражнений снижают уровень сахара в крови, некоторые заставляют его подниматься. Поэтому, важно соблюдение ряда правил.

Лучшее время для упражнений – через один-три часа после еды, когда уровень сахара в крови может быть выше. Если человек принимает инсулин, важно перед тренировкой проверить уровень сахара в крови. Если уровень перед тренировкой ниже 5,5 г/л, нужно съесть фрукт или немного перекусить, чтобы повысить сахар и избежать гипогликемии. Повторное тестирование через 30 минут покажет, стабилен ли уровень сахара в крови. Также рекомендуется проверять уровень сахара в крови после любой особенно изнурительной тренировки или активности. Если пациент принимает инсулин, риск развития гипогликемии может быть максимальным через 6-12 часов после тренировки. Эксперты также предостерегают от физических упражнений, если у человека слишком высокий уровень сахара в крови (более 13,8 г/л), потому что упражнения иногда могут поднять уровень сахара в крови еще выше.

Из-за опасности, связанной с диабетом, всегда нужно носить браслет с медицинским предупреждением, указывающий, что у пациента диабет, и он принимает инсулин. Также нужно держать с собой леденцы или таблетки глюкозы во время тренировки на случай, если уровень сахара в крови резко упадет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: